Стиль

Переучивать ли ребенка левшу. Можно ли переучивать левшу? Особенности обучения леворуких детей

- Возьмите карандаши в правую руку! - говорила детям воспитательница в саду. Правая рука - это было мучительно работать ей детям - левшам еще в совсем недавние времена!

Еще двадцать лет назад детей-левшей у нас упрямо переучивали "на правую руку" и в детских садах, и в школах. Большинство раздражала "неодинаковость" левшей. Над ними смеялись, их унижали. Находились люди, которые считали леворукость чуть ли не уродством.

Неудивительно, что в семьях, где появлялся маленький левша, его с рождения начинали усиленно переучивать с левой руки на правую, а матери при кормлении грудью зажимали левую руку ребенка между своим и его телом, туго пеленали ее, не подозревая, как все это для малыша вредно.

А чтобы подросший малыш вытирал нос и рот правой рукой, в его костюмчиках зашивали левые карманы, носовой платок клали только в правый карман или прикалывали к правому лацкану курточки.

Такие неврозы, как нарушение сна и аппетита, страхи и головные боли, энурез и заикание, раздражительность или заторможенность, вялость, укачивание в транспорте многие врачи относили к возрастным проблемам. И редко кто из них связывал эти неврозы с настойчивым переучиванием ребенка - левши в правшу. А сейчас любой детский психолог с ходу вам назовет примеры, когда из-за процесса переучивания "на правую руку" ребенок с незаурядными способностями эти способности терял безвозвратно.

Есть ли в рождении левшей какая-либо статистика? Да. Она свидетельствует: у родителей "левшей" вероятность рождения малыша-левши составляет 46 процентов; если один родитель левша - 17 процентов, если родители правши - 2 процента. Среди близнецов левшей - больше всего.

Мозг знает, что делает

Пытаться сделать из левши правшу не стоит. Изменить природу никакому педагогу не под силу.

Наш головной мозг состоит из двух полушарий: правое управляет левой стороной тела, а левое - правой. Эти полушария неравноправны, одно из них является главным. Если более активно левое полушарие - человек становится правшой, если доминантное правое - левшой.

Левое полушарие отвечает за речь, чтение, письмо, логическое и аналитическое мышление. У людей-правшей оно - доминирующее. Левое полушарие у правшей управляет правой рукой и ногой. Правое - левой рукой и ногой. У левшей же - все наоборот. Если у правшей при письме, а также большинстве других осознанных волевых действий нервные импульсы поступают к ведущей руке напрямую из левого полушария, у левшей эти сигналы должны пройти через мост между полушариями - так называемое мозолистое тело. Отсюда речевые задержки и трудности с письмом, которые чаще диагностируются именно у левшей. Для компенсации этого недостатка левши развивают центры речи в правом полушарии. И это в итоге оборачивается преимуществом: левши получают прямой словесный доступ к образной информации, которой оперирует именно правое полушарие. Возможно, поэтому до них лучше доходят шутки.

Загадок в работе полушарий головного мозга еще много. Кстати, неодинаковость, асимметричность отражаются и на внешности человека. Вот небольшой тест. Попробуйте, разрезав несколько фотографий лица любого человека по диагонали, создать один его портрет только из правых или только из левых половинок. Результат будет интересный - левосторонние или правосторонние снимки одного и того же человека окажутся подчас очень непохожими друг на друга. В связи с этим некоторые психологи считают, что "правое" лицо больше похоже на отца, "левое" - на мать.

Чем они отличаются?

Левши часто отличаются яркой индивидуальностью. Поэтому большинство из них выбирают работу, связанную с музыкой, живописью, литературой, шоу-бизнесом, творческие профессии.

Леворукие больше склонны к депрессиям, чем праворукие. Левши более эмоциональны, им трудно бывает удержать себя "в рамках".

Левши склонны к гуманитарным наукам, а правши - к точным.

"Левые" вникают в проблему быстрее, а не изучают ее последовательно, по частям, как правши, поиск решения ведут интуитивно. Развитая, подчас выходящая за рамки обычных представлений интуиция - характерная черта левшей - политиков и ученых.

А леворукие спортсмены? Во многих видах спорта (бокс, борьба, фехтование, теннис) левши часто создают своей оригинальной техникой непреодолимые трудности для противников и выходят в схватках победителями.

Кто я?

Некоторые люди часто и сами не подозревают о своей "левизне". Проверить, к какой части населения Земли вы относитесь, несложно:

Скрестите руки на груди. Какой локоть сверху?

Сожмите руки замком, какой большой палец сверху?

Попробуйте шагнуть не думая, какая нога выходит вперед?

Прищурьтесь, как будто стреляете, тот глаз, который остался открытым - ведущий.

Большие проблемы маленьких

Весь мир устроен "справа", поэтому леворукому человеку, пока он не привыкнет к этому миру, приходится трудно. Начиная с дверных ручек и заканчивая уличным движением, все рассчитано на "большинство". Когда правши, например, переходят дорогу, сначала смотрят налево, а потом направо. У левшей же все иначе, они смотрят направо, а уж затем переводят взгляд налево. Родителям обязательно нужно учитывать все эти особенности, когда они будут обучать своего кроху правилам дорожного движения.

Еще одна проблема маленького левши - ориентирование по часам: ему труднее, чем правше, запомнить направление хода стрелок.

Дети, как известно, учатся на примере своих родителей: мама чистит картошку, шьет, а дочь смотрит и повторяет ее движения, учится. В случае с левшой этот вариант не срабатывает. Ребенок не понимает, как сделать то же самое, но левой рукой.

Так что многое левше приходится постигать самому методом проб и ошибок. Хотя это, конечно, и замедляет процесс обучения, но расстраиваться не стоит. Все это совсем не означает, что ваш малыш "неправильный". Он абсолютно нормальный, такой, как и другие детки, только воспринимает мир по-своему.

Если вы сомневаетесь, правша или левша ваш малыш, проведите тест. Попросите малыша вытереть стол и посмотрите, в какую руку он возьмет тряпку. При этом ни в коем случае не говорите, зачем именно он должен сделать то, что вы просите. Пусть воспринимает происходящее как игру. Иначе, зная, что вы определяете, например, какой у малыша "ведущий" глаз, ребенок может сознательно поднести трубочку вместо правого глаза к левому. И после этого усыпить его бдительность, чтобы еще раз провести эксперимент, будет очень непросто.

Запомните главное: левшу ни в коем случае нельзя переучивать. Это как учить человека ходить не на ногах, а на руках. А вот левую руку ребенка стоит обязательно развивать - потому что иногда ведущая рука у малыша развивается слабо:

- Предлагайте завязывать и развязывать узелки. Левой рукой, конечно:

- Пусть собирает пазлы или из камушков выкладывает мозаики;

- Полезно собирать-разбирать, закручивать-раскручивать мелкие детали;

- Лучшая тренировка - крутить-вертеть карандаш в руке.

Люди в Зазеркалье

Знаменитые и известные всему миру левши - у каждого на слуху. Только многие не знают о том, что они - левши.

Художники:

Микеланджело, Рафаэль, Питер Пауль Рубенс, Огюст Роден, Пабло Пикассо, Анри Тулуз-Лотрек.

Писатели и философы:

Аристотель, Ханс Кристиан Андерсен, Владимир Даль, Александр Пушкин, Франц Кафка, Льюис Кэролл, Николай Лесков, Фридрих Ницше, Лев Толстой, Марк Твен, Герберт Уэллс.

Актеры:

Дэвид Духовны, Анджелина Джоли, Грета Гарбо, Мэрилин Монро, Деми Мур, Том Круз, Роберт Де Ниро, Мила Йовович, Николь Кидман, Джулия Робертс, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Чарли Чаплин.

Политики и военные:

Гай Юлий Цезарь, Наполеон, Александр Македонский, Отто Бисмарк, Уинстон Черчилль, Жанна Д Арк, Джордж Буш-старший, президент Форд, Билл Клинтон, Фидель Кастро, королева Виктория.

Ученые и бизнесмены:

Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Генри Форд, Билл Гейтс.

Музыканты:

Людвиг ван Бетховен, Никколо Паганини, Вольфганг Амадей Моцарт, Роберт Шуман, Сергей Прокофьев, Сергей Рахманинов, Фридерик Шопен, Энрико Карузо, Мирей Матье, Пол Маккартни, Селин Дион, Боб Дилан, Джими Хендрикс, Рики Мартин, Стинг, Эминем.

мнение

К четырем годам надо знать, левша ли ваш ребенок

Виктория Неймер, врач-педиатр:

Иногда "право-леворукость" у малыша можно определить уже в 5-6 месяцев. Окончательно же функция левой руки определяется примерно к 4 годам. Часто ребенок 2-3 лет может брать предметы, рисовать, вырезать, лепить из пластилина то одной рукой, то другой. Это значит, что преобладание полушария у малыша еще не установилось, остается ждать.

Однако в любом случае родителям 4-5-летнего ребенка необходимо знать, левша малыш или нет. Почему? Именно в этот период начинается подготовка к школе, важная часть которой - развитие микромоторики руки. Если по недоразумению начать развивать неведущую руку, это может привести к переутомлению ребенка, отвращению к занятию письмом.

Цитата

"Если правая сторона тела контролируется левым полушарием мозга, то мы, левши, единственные люди, которые абсолютно правы!"

Дин Кембелл, глава Международной ассоциации леворуких (США).

Фотобанк Лори

К счастью, в наши дни левшей не воспринимают как изгоев. Они вполне комфортно живут, несмотря на то, что , а не правая.

Откуда берутся левши?

Наш головной мозг состоит из двух полушарий, которые управляют нашим телом «перекрестно»: левое полушарие отвечает за правую половину тела, правое – за левую. От степени развития полушарий зависит и то, как мы воспринимаем информацию. Те, у кого активнее левое, лучше мыслят логически, обладают способностями к анализу, хорошо запоминают иностранные слова и стихи, отлично решают арифметические задачи. У «правополушарных» людей, именно они часто оказываются левшами, лучше реакция на стресс : в трудной обстановке они редко теряются, умеют оперативно оценить ситуацию и принять правильное решение. Также у них хорошо развиты интуиция, образное мышление и творческие способности.

Среди левшей много людей искусства, политических и общественных деятелей: Барак Обама, Пол Маккартни, Сара Джессика Паркер, Джулия Робертс, Вупи Голдберг и Брюс Уиллис. Эксперты рекомендуют вспоминать об этом списке знаменитостей, когда вам вдруг захочется переучить своего ребенка-левшу.

Яркие и скрытые

Правое полушарие мозга начинает работать сразу же, как только ребенок появляется на свет, а левое развивается позже вместе с умением понимать чужую речь и говорить самостоятельно. Поэтому маленькие дети одинаково могут использовать и правую и левую кисть.

Лишь к 5-6 годам внимательные родители могут заметить, что их ребенку удобнее «работать» левой рукой.

Для того, чтобы убедиться в том, что , попросите его протереть стол, застегнуть пуговицы, ударить по шайбе клюшкой, нарисовать что-нибудь на альбомном листе. Следите за тем, какая рука используется чаще.

Впрочем, дело не только в руке. Около 15% жителей Земли являются ярко выраженными левшами. Однако бывают и скрытые. Распознать их не так легко: «ведущей» у них может быть правая рука, но при этом «толчковой» (той, с которой человек начинает идти) будет левая нога.

Если у ребенка левое ухо лучше слышит, а левый глаз – лучше видит – эти факторы также могут говорить в пользу латентной леворукости. Наконец, скрытые левши наверняка будут мыслить образами, испытывать проблемы с логическим мышлением и способностью к анализу.

Левша в школе

Чтобы ребенок-левша запомнил буквы и цифры, ему мало сказать, как они называются. Лучше подойдет метод сравнения. Скажите малышу, что двойка похожа на лебедя, а буква «А» − на домик.

Провожая ребенка в школу, сообщите учителю об особенности ребенка. Проследите за тем, чтобы сосед по парте сидел справа от вашего ребенка – не забывайте, что свет должен падать на его домашний письменный стол тоже справа.

Предупредите педагога, что не надо: вмешиваясь в работу мозга, можно создать серьезные проблемы. У детей-левшей, которых пытаются переучить, резко снижается успеваемость, может проявляться раздражительность, бессонница , иногда развивается энурез, заикание. Ребенок может столкнуться также с рядом психологических проблем: настойчиво переучивая малыша, вы как бы говорите ему: «ты неправильный, тебя надо переделать». А ведь это просто особенность, никак не мешающая в жизни.

Интеллект левшей часто даже выше, чем у праворуких. Впрочем, некоторые учебные предметы им даются с трудом. Например, левшам трудно быстро считать в уме. Рисуют и пишут они не слишком аккуратно. Почерк левши вряд ли когда-либо станет идеальным, а заставлять его решать задачи на скорость и вовсе не надо – для него эта миссия почти невыполнима.

Примите леворукость ребенка и сами, если хотите поддержать его. Для того, чтобы он лучше адаптировался к социуму, приобретайте для него специальные предметы обихода (ножницы для левшей, ручка для левшей, прописи для левшей, компьютерная мышь для левшей), которые будут способствовать безболезненному внедрению в праворукий мир.

Вы обнаружили, что у вас ребенок леворукий, и сразу же призадумались, а не переучить-ли его...?
Каждый человек – это целый мир с уникальными особенностями и отличиями.

Не существует таких параметров, которым он непременно должен соответствовать.

Твой ребенок отличается от других тем, что он левша?
Стоит-ли пытаться сделать его таким, как все?

Попытка «переучить» ребенка использовать левую руку при письме, еде и т. д. не может не казаться странной… Если у крохи будут, например: карие глаза, рыжий цвет волос, курносый нос, большие уши… - станешь-ли ты пытаться изменить его внешность?

Во всех советских школах дети должны были писать исключительно правой рукой, и других вариантов у них не было.
Некоторые учителя рекомендовали родителям привязать левую ручку ребенка к телу, чтобы он не мог ею воспользоваться. Но не кажется-ли тебе, что на самом деле это невероятное кощунство, физическое и моральное издевательство над ребенком?

Детские, да и не только детские, психологи едины в своем мнении, что переучивать ребенка не только не стоит, но даже опасно, так как это может повлиять на его психическое развитие и на всю его дальнейшую жизнь.

Почему мы разные

Известно, что человеческий мозг, состоящий из двух полушарий, является Центром Управления нашим телом. При этом работает перекрёстно, т. е. левое полушарие ответственно за правую половину тела, а правое, соответственно, отвечает за левую половину тела . В зависимости от того, насколько развиты полушария, мы можем воспринимать информацию по-разному.

Человеческий мозг состоит из левого и правого полушарий, каждое из которых содержит различные центры жизнедеятельности, например, левое полушарие «отвечает» за абстрактное мышление и речь, правое – за образное мышление, художественное и музыкальное творчество. Доминирующее левое полушарие приносит ощущение счастья и наслаждения, правое – страха и печали. Любое относительное доминирование одного из полушарий обуславливает психологические особенности человеческой личности.

Физиологическая природа «леворукости» и «праворукости» связана с перекрестом нервных путей, которые идут к полушариям мозга от конечностей. Соответственно доминирование левого полушария проявляется ведущей правой рукой, правого – левой. У третьей группы людей отмечается отсутствие доминирования. Толчком, когда одно из полушарий превращается в левое, является первое осознание крохой самого себя и начало овладения речью. Поэтому видимые различия между «левшами» и «правшами» начинают проявляться в 3 года.

«Правополушарные» - «левши» существенно отличаются от своих сверстников. Обычно это достаточно эмоциональные и художественно одаренные детки с затянувшимся упрямством. Они намного лучше лепят и рисуют, обладают большими музыкальными способностями. В то же время им свойственна некоторая задержка речи и сложности в произношении некоторых звуков. Такие дети непосредственны, доверчивы, капризны и плаксивы. Они подвержены сиюминутным настроениям и настойчивы в осуществлении желаний.

Левши с трудом осваивают чтение и письмо, которые в первом классе могут стать для них настоящим камнем преткновения. Непросто приходится левшам и в повседневной жизни. Ведь большинство предметов нашего быта приспособлено «под правую руку» (замки, дверные ручки, музыкальные инструменты, отвертки и др.), что требует дополнительной адаптации...

Люди, у которых левое полушарие более активно, способны мыслить логически, владеют аналитическими способностями, отлично запоминают стихи, склонны к изучению иностранных языков и решению арифметических задач.

А вот представители рода людского с развитым правым полушарием, которые отчасти и являются левшами, гораздо лучше реагируют на стрессы: они не теряются в сложной обстановке, могут оперативно оценивать ситуацию и принимать верные решения. Кроме того, они отличаются развитой интуицией, образным мышлением и творческими способностями. Неплохо, не так ли?

Кстати, знаешь ли ты, что среди людей искусства, а также общественных и политических деятелей есть довольно много левшей: Гай Юлий Цезарь, королева Виктория, Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Аристотель… Этот список можно продолжать бесконечно. Мы рекомендуем тебе не забывать о нем, если вдруг тебе придет на ум переучить своего ребенка-левшу.

Переучивание опасно(! )

Принудительное переучивание леворуких детей, как правило, приводит к нежелательным последствиям. Ребенок становится раздражительным, капризным, плохо ест и спит. Нарушения эмоциональной сферы нередко сопровождаются другими осложнениями: заиканием, нервным тикам, энурезом, кожными заболеваниями , и прочим нарушениям психики. Малыш начинает жаловаться на усталость в правой руке, головные боли, снижение работоспособности и повышенную утомляемость.

Некоторые дети могут легче переносить переучивание, но статистика неумолима: переученные левши редко преуспевают в жизни, обучение в школе и ВУЗ-ах дается им гораздо сложнее, чем тем левшам, которых родители и педагоги оставили в покое. А что до переученных спортсменов, то у них даже замедляется рост и физическое развитие.

Поэтому родителям леворукого ребенка лучше вообще ничего не предпринимать и найти правильные методы воспитания, которые решат имеющиеся проблемы.

Имей в виду, что с 1985 года Минздрав не рекомендует менять физиологическую «привычку» быть левшой, что подразумевает снижение требовательности к почерку левшей в школах.

Левши – это потенциальные гении

Стоит знать, что ребенок-левша не просто кушает левой рукой, он ведет себя несколько иначе, так как его восприятие мира другое, чем у праворуких детей. Леворукий ребенок обычно более эмоционален, чем праворукий, он легче возбуждается и значительно активнее других детей. Кроме этого, мышление у такого малыша образное и дает возможность более чутко воспринимать все, что происходит вокруг. Как утверждают ученые, основываясь на результатах многолетних исследований, не переученные взрослые левши значительно успешнее и талантливее праворуких. Среди леворуких людей очень многих талантливых художников, писателей, актеров, причем очень часто они просто гениальны в своих областях.

Причина леворукости – доминирование правого полушария мозга

Причиной того, что ребенок рождается левшой, является доминирование правого полушария мозга, а у правшей доминирует левое полушарие. Из этого следует, что, переучивая ребенка писать, кушать рисовать правой рукой, родители пытаются исправить заложенную природой активность правого полушария. Однако переучить-то можно, но физиологическая составляющая остается неизменной.

Вследствие такого переучивания могут произойти психологические нарушения, которые способны затормозить нормальное развитие ребенка, привести к заиканию, нервному тику, отставанию в учебе...

Когда становится понятным, что ребенок левшаОднако делать выводы, что ваш ребенок левша, слишком рано не стоит. Очень часто маленькие дети в шесть-семь месяцев начинают брать игрушки левой рукой, однако это не является признаком леворукости.

Мнение специалистов таково: раньше, чем ребенку не исполнится 3 года, говорить о том, что он левша, нельзя.

Если же ребенок уже достиг 3 лет и стало понятно, что он левша, необходимо принять это и отнестись также, как и к обычному праворукому ребенку.

Существует некоторый процент людей, отлично владеющих обеими руками, их называют амбидекстрами.

У некоторых детей до 3-5 лет проявляется обеерукость. Такие малыши в играх и самообслуживании в одинаковой степени используют обе руки. В этот период допускаются осторожные попытки научить малыша праворуким действиям – без диктата, окриков и какого-либо насилия. В случае активного противодействия их следует немедленно прекратить.

Как воспитать левшу

Если у тебя растет «леворукий» малыш, от тебя потребуется больше внимания, тонкий подход, применение интуиции в общении с ребенком.

Отнесись к особенности крохи как к уникальному, невероятному подарку судьбы. Однако не стоит стремиться вырастить из него вундеркинда. По сути, нет особого значения, какой рукой ребенок пишет и ест, ведь главное в жизни далеко не это.

Но ты должна иметь в виду, что для левшей существуют особенные ножницы, ложки и прочие приспособления, которые могут немного облегчить жизнь твоему ребенку.

Вот несколько рекомендаций, как следует себя вести с маленьким левшой:
будьте доброжелательными и чуткими;
создайте благоприятный климат в семье;
не пытайтесь бороться с упрямством ребенка;
примите ”леворукость” как должное;
хвалите ребенка за успехи и поощряйте его художественный дар, но не пытайтесь «приготовить» вундеркинда;
чаще делайте ребенку сюрпризы;
поощряйте повышение уровня детской самооценки;
не противопоставляйте малыша обычным деткам;
лучше не учить ребенка чтению и письму до школы;
не предъявляйте завышенных требований;
любите ребенка таким, какой он есть.

Также не забывай, что мир левши несколько отличается от мира «обычных» людей. При письме тетрадь для такого малыша нужно расположить перпендикулярно привычному для правшей положению. Также малыш с рабочей левой рукой будет иметь трудности с построением ряда, то есть со сбором кубиков и мозаик. Возможно, таким занятиям тебе следует уделить больше внимания.

Прежде всего, родители должны ознакомится с программами развития леворуких детей, так как процесс развития несколько отличается от традиционного. Ещё с первых месяцев жизни ребёнка можно определить леворукость: то, какой рукой ребёнок впервые хватает игрушку, а затем и ложку – явный показатель принадлежности к право- или леворукости. Таким образом, мама может начать индивидуальное развитие своего малыша как можно в более раннем его детстве. В первую очередь следует следить за эмоциями малыша. По данным научных исследований леворукие дети обладают более тонким эмоциональным восприятием, чем праворукие. Таких детей нужно чаще хвалить и поощрять за мелочи, так как это очень важно для правильного формирования их психики в целом.

Никогда не стоит обращать внимание третьих лиц на леворукость ребёнка, особенно, если он уже вышел из младенческого возраста и всё понимает. В некоторых случаях такое акцентирование может значительно повлиять на уровень самооценки ребёнка, повысить который ему вряд ли удастся даже во взрослой жизни. Случается, что ребёнок воспринимает своё «отличие», как ущербность, что делает его замкнутым и чрезмерно стеснительным. В других случаях излишнее внимание к леворукости может стать причиной неоправданно расслабленного поведения ребёнка и отсутствие дисциплины. Все свои неудачи, основанные на банальной лени, он будет «сваливать» на свою леворукость.

В дошкольном и школьном возрасте родителям стоит серьёзно подходить к адаптации ребёнка к детскому саду и школе. В первую очередь необходимо поставить в известность воспитателя или учителя о том, что ребёнок является левшой. Оговаривается при этом и вопрос того, переучивался ли он ранее на действия правой рукой или нет. Многие педагоги с многолетним стажем считают, что согласно методике прошлых лет нужно обязательно переучивать левшей. Родители должны внятно дать понять, что делать этого не стоит. В крайнем случае, можно спрашивать ребенка, не заставляет ли учительница (воспитательница) брать ложку или карандаш в правую руку.

Так или иначе, но вывод у нас один – переучивать левшу не только нежелательно, но и опасно. Позволь твоему ребенку быть таким, каким его создала природа. Не стоит пытаться подстроить его под других людей. Кто знает, возможно, именно в вашей семье растет будущий президент или знаменитый художник!?

Главное запомнить, что у мудрых, любящих родителей, которые не переучивают насильно леворукость, дети вырастают развитыми всесторонне, успешными личностями, которые могут использовать обе руки полноценно.

_________________________________
P. S.: Сама я от рождения левша.
В школе, первом классе меня, как и других ребят-левшей переучивали в правшу… Помню в классе нас, левшей, было много. Но моя мама всячески поощряла мою левую руку… И, благодаря маме, я смогла сохранить левую руку, а благодаря школе - «приобрела» правую руку.
Стала

- амбидекстрамом - обеерукой.

Проблемы в детстве:
- была упряма, т. к. считала, что то, о чём меня просят не правильно и глупо;
- долго не выговаривала букву «Р». Зарычала я, только в 13 лет;
- хотя научилась читать рано, к 3 годам, в слух всегда читала медленней, чем про себя, автоматически меняя местами слова, буквы..., что осталось до сих пор;
- писать научилась тоже рано, но и сегодня часто путаю местами буквы, от этого те, кто меня не знает, могут решить, что я не очень грамотна...;
- из-за того, что в школе переучивали, да, было небольшое заикание… С возрастом прошло, но иногда всё же всплывает, особенно когда нервничаю...;
- Гений! Не скромно, но без преувеличения. Отсюда много проблем в общении со сверстниками в школьные и студенческие годы, меня всегда раздражала их тупость, а их моя замудрость и индивидуальность...
Даже мой муж со временем признал гениальность во мне, и моя мама тоже.
Очень трудно мужу было признать мою гениальность, т. к. он мужчина-мусульманин, и ему надо во всём быть правей и выше - женщины-жены. Но всё же перед моим разумом он не устоял, отступил..., уступив мне место мозгового центра нашей семьи.
Маме моей было признать это ещё сложней, чем мужу, т. к. она очень тщеславна, из тех людей, которые ни признают ни какого другого мнения и опыта, кроме своего собственного, и из-за этого постоянно ошибается, но собственные ошибки её ни чему не учат… Повторяет их вновь и вновь. По этой причине, именно её признание было для меня наивысшим пилотажем.

За дочкой наблюдаю. Пока не понятно. Пользуется она обеими руками одинаково, преобладания пока не вижу.

В предыдущих беседах мы обсудили вопросы происхождения леворукости, теории возникновения, возможные варианты развития доминантной руки и способы проведения тестирования ведущей руки. Однако, есть один важный вопрос, на котором необходимо заострить внимание – переучивать ли ребенка на правую руку, если он пишет левой? Нужно ли делать так, чтобы он был «как все»?

В этом вопросе мнения родителей и старшего поколения могут сильно расходиться. В советское время переучивали всех поголовно, чтоб все советские дети были правшами. Когда росла я – тенденции стали меняться, хотя меня бабушки тоже пытались переучить – мама настояла на том, чтобы все оставить как есть! Мою родственницу по маминой линии переучивали долго и упорно – в результате у ребенка сформировался невроз с заиканием, долго потом пришлось родителям исправлять последствия своих действий. Поэтому, вопрос переучивания стоит остро до сих пор, и споры по нему не утихнут.

Переучить или оставить все как есть?
Нет, конечно, можно прилагать нечеловеческие усилия, постоянно стоять над ребенком и заставлять его писать правой рукой, брать предметы правой рукой и все-таки научить его манипуляциям, как это делают правши. Многие для этого привязывают левую руку к телу, надевают на нее варежку, применяют другие системы отучения – но природу обмануть невозможно. Леворукий ребенок, даже переученный, все равно будет левшой. Нельзя взять и перечеркнуть все биологические сущности детей – это невозможно.

Но, до конца 90-х годов еще бытовала привычка к переучиванию детей в детских коллективах (садике и потом школе) и в собственной семье. Одним из мотивов для таких действий родителей, воспитателей, учителей и старшего поколения был девиз – весь мир сделан для правшей, все вещи приспособлены под правую руку, это поможет ребенку избегать множества проблем в будущей жизни. Конечно, понять родителей можно, особенно если они сами праворукие и всегда орудовали только правой рукой. Им даже помочь малышу писать первые буквы сложно – рука-то другая! Но, только правильна ли такая позиция?

При насильственной смене ведущей руки происходит грубейшее вмешательство в работу тонких структур головного мозга и его проводящих путей. Недаром мы говорили о том, что левая рука и леворукость завязаны на противоположное полушарие. Переучивание, порой очень жесткое и настойчивое, приводит к сильному и выраженному стрессу, возникают проявления неврозов. Самым частым из них становится астения (астенический невроз), при нем могут появляться признаки повышенной утомляемости и истощения нервных процессов, резко снижается работоспособность ребенка, его познавательные функции, память и внимание. Это будет резко снижать качество обучения, а ведь переучивать обычно начинают в период, когда ребенок и так сильно загружен занятиями и обучением.

Могут отмечаться бурные и негативные реакции на переучивание – отказ от выполнения действий, истерики, бурные выходки и приступы недовольства. В зависимости от пола ребенка неврозы могут несколько различаться. Если у девочек они в основном выглядят как понижение настроения постоянная подавленность и плаксивость, то у мальчишек они проявляются расторможенностью, агрессией, двигательным беспокойством и неусидчивостью. Зачастую у леворуких детей формируются фобические расстройства – их могут беспокоить страхи неудач, они боятся порицания со стороны бабушек-дедушек или педагогов, окружения ребенка.

Кроме того, расстройства психики выражаются в появлении ночных кошмаров и ужасных снов, они возникают в четкой связи с процессом переучивания, во сне дети переживают процесс переучивания в преувеличенном и особенно тяжелом виде, дети не высыпаются, утром встают разбитыми и со сниженной работоспособностью. За счет сложностей с разделением реалий и снов, их запоминанием, формируются дневные страхи. Они будут усугубляться насмешками сверстников или одергиванием педагогов. Появляются страхи темноты, дети начинают бояться смерти, им сложно оставаться надолго одним в помещении.

При легкой степени невроза и не агрессивной методике переучивания страхи будут кратковременными, и если новые стрессы не наслаиваются, страхи постепенно исчезают. Но, зачастую у левши возникает невроз навязчивого состояния, особенно там, в той обстановке, где к его особенности относятся как к весомому недостатку ребенка, где родителей сильно тревожит леворукость малыша, и они указывают ему на это. Если родители применяют методику запугиваний и угроз, заставляя детей делать все свои привычные действия только правой рукой, дети, даже если им неудобно, будут стараться это делать. Однако, правой рукой непривычные для нее действия плохо удаются, взрослые же начинают расценивать это как капризы, думают, что малыш просто не слушается, упрямится и тогда следуют незаслуженные наказания. В итоге родители формируют у ребенка «комплекс неудачника», напряженность, замкнутость и недоверие к миру остается потом с ребенком на многие годы.

Поэтому, старания родителей по облегчению для своего малыша дальнейшей жизни могут попросту испортить здоровье и психику ребенка с раннего возраста. При переучивании могут сформироваться не только неврозы, но и невротическийлогоневроз (заикание), могут проявиться недержание мочи и тики – облизывания губ, обгрызание ногтей, подергивания, мигания, наморщивание лба. Подобные явления родители могут не расценивать как проблему или не связывать с переучиванием, они могут принимать такое поведение за баловство или кривляния. При этом над ребенком начинают насмехаться, дразнить, воспитатели делают замечания, что закрепляет патологическое поведение ребенка в социуме. Ребенок будет стесняться своего состояния, будет становиться раздражительным, психованным и замкнутым. Тики проявляются вне связи с выполнением конкретных задач, усиливаются при нервозности или усталости.

Еще одним вариантом патологии нервной системы, развивающейся в ответ на переучивание, может стать истерический невроз – малыш перед походом в садик или школу перед важными событиями или выступлениями проявляет признаки сильного беспокойства с расстройством пищеварения, поносом и рвотой. Их могут сопровождать припадки психомоторного вида – падения с громким плачем навзничь, при этом дети руками и ногами молотят по полу, пытаясь всячески предотвратить страшную для себя ситуацию, отказаться от которой им не позволяют взрослые. Чтобы вернуть все на место, необходимо отказаться от идеи переучивания и, если ситуация зашла далеко, обратиться за помощью к неврологу и психологу.

В чем особенности в обучении левши?
Мы уже знаем на сегодня, что каждое из полушарий мозга берет на себя в процессе жизни определенные функции. Так, при обучении чтению правая часть мозга запоминает слова целиком, как мелодию или как картинку. А вот левое полушарие в это же время анализирует звуки, составление их в слоги и потом из них уже в слова. Также левое полушарие помогает изучать грамматические правила, в то время как сами образные значения слов отложатся в правом полушарии. Во время обучения именно левое полушарие мозга будет руководить поведением ребенка, оно будет влиять на способности выполнить задания, соблюдать дисциплину и контролировать способности к действиям. Полушарие сдерживает и эмоциональные порывы, если есть временный запрет на активность.

У левши больше активно правое полушарие, и им сложнее учиться в плане того, что нужно сдерживать двигательную активность – сидеть на занятии, не скакать и слушаться. Их поведение и обучение более затруднительно, чем у таких же одногодок-правшей. Эти дети более шумные расторможенные, есть ощущение, что у них внутри вечно работающий двигатель, который заставляет их везде лезть и успевать. Они многое выдумывают, страшные фантазеры и часто сами охотно верят в свои же фантазии. С левшой родителям будет сложнее, это дети своевольные, упрямые и с очень взрывным характером, эмоции у них хлещут через край и с ними сложно совладать.

Из-за подобных особенностей детей необходимо крайне тщательно подбирать для них методики обучения. Важно учитывать, что подготовка к школе для такого ребенка не должна включать привычные нам методики - навыки письма, чтения и математики. Изначально детям, рано начинающим погружаться в числа и буквы, будет сложно, так как для этого нужно задействовать подавленное левое полушарие. Если ребенка перегрузить информацией, ему становится сложно – он нервничает и растормаживается. Тогда можно получить замедление развития вместо пользы. Трудности в обучении могут привести к нежеланию учиться в школе и протестам.

Еще одна сложность у левши – это взаимоотношения в пространстве. Так как при письме они дают зеркальность, то есть по логике им нужно писать в другую сторону, то и запоминание пространства и направлений дается с трудом. Они сложно запоминают дни недели, месяцы, им труднее ориентироваться в тетради с линеечками и клеточками, сложно считать в столбик. Первоначально чтение также может вызывать у такого ребенка затруднения в понимании смысла, но это быстро проходит. Поэтому в его обучении необходимы четкие алгоритмы действий.

Есть еще много вопросов, связанных с этим уникальным феноменом – леворукостью и мы еще будем возвращаться к этой теме.

Малыш - левша. Откуда это?

Первый тест, определяющий, станет малыш правшой или левшой, - какой рукой он потянется к погремушке. Что делать, если и взрослеющий ребенок пишет, рисует и ест левой рукой?

Около 90% людей являются правшами. Примерно 5% левши и такое же количество одинаково успешно владеют левой и правой рукой.

Существует ряд причин, по которым ребенок становится левшой. Есть несколько видов левшества, разных по своему происхождению: генетически передаваемое левшество и леворукость.

В первом случае ведущую руку определяет головной мозг. Правой половиной тела управляет его левое полушарие, а левой - правое. Во втором случае причиной леворукости могут стать родовая травма, особенности развития и воспитания малыша.

Если оба родителя правши, вероятность рождения у них ребенка-левши составляет 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%. Если же левши оба, леворукий ребенок родится с вероятностью 46%.

Оптимальный возраст для выявления леворукости

Ведущую руку очень важно определить еще в дошкольном возрасте. Это позволит оградить ребенка от переучивания на активность правой руки и снизить риск его неудач в учебе.

Диагностику леворукости малыша можно начинать в возрасте от 4-5 месяцев, когда ребенок полноценно пользуется руками для захвата и исследования предметов. Однако в возрасте 2-2,5 лет развитие ребенка предусматривает периодические изменения в предпочтениях использования той или иной руки. До возраста 4-4,5 лет дети примерно одинаково успешно пользуются обеими руками. И лишь около 5 лет у ребенка начинает формироваться устойчивое предпочтение той или иной руки.

Последствия переучивания леворуких детей

До недавнего времени существовала практика переучивания левшей. В результате в школе становилось как минимум на одного отстающего ученика больше.

Насильственное превращение правой руки в ведущую негативно отражается не только на учебном процессе. Оно характеризуется такими проявлениями, как:

  • искажение формирования личности ребенка;
  • невроз;
  • подавление творческого развития;
  • повышенная раздражительность;
  • упрямство;
  • повышение невнимательности.

По статистике, сейчас на Земле почти 500 млн леворуких людей. Левшами в Европе рождается около 10% детей.

Особенности обучения леворуких детей

Родителям, воспитателям и педагогам необходимо учитывать доминантность правого полушария у леворуких детей. Созданию комфортных условий для учебы левшей помогут:

  • организация учебного места с хорошим освещением с правой стороны;
  • знание особенности, что левшу нежелательно сажать у окна, так как леворукие дети имеют свойство легко отвлекаться;
  • неакцентирование внимания на неудачах левшей, ведь они очень эмоционально реагируют на проблемы в учебе;
  • помощь в преодолении возможных трудностей в овладении точными науками;
  • поощрение интереса к гуманитарным наукам и творческой деятельности;
  • понимание, что переучивание леворуких детей создает дополнительные трудности в овладении ими счетом, письмом и чтением;
  • отсутствие негативного отношения к леворукости ребенка.

Левше - быть!

Переучивать ребенка-левшу нельзя. В случае если воспитатель или педагог придерживаются иной точки зрения, родителям необходимо обсудить с ними вопрос невмешательства в данную особенность личности вашего сына или дочери.

Ведь если насильственно «скорректировать» работу детского мозга , тем более в раннем возрасте, могут возникнуть непредсказуемые последствия. И что опасно, они могут проявиться не сразу, а спустя годы. Поэтому пусть ребенок пишет, играет, ест и рисует той рукой, какой ему удобнее.

В спорте левшей часто называют southpaw. Принято считать, что термин появился в США среди игроков в бейсбол. Бейсбольные поля обычно проектируются так, что отбивающий стоит лицом на восток, чтобы полуденное или вечернее солнце не светило ему в глаза. Поэтому левши имеют преимущество при игре в бейсбол.

Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог: «Ориентация ведущей руки развивается еще до рождения ребенка. Первоначально руку доминирования можно диагностировать исходя из того, какую руку (кулачок) малыш чаще берет в рот.

Дети-левши более нетерпеливы, но очень общительны и контактны. Они часто выбирают творческие профессии. Левши особенно ценятся в боксе и фехтовании, так как они имеют фактор неожиданности в бою.

Сейчас уже никто не принуждает детей к праворукому письму в школе, не переучивает левшей. Конечно, леворукий ребенок будет сталкиваться с неудобствами окружающего пространства, так как вокруг нас все обустроено под праворуких. Но это не основание для беспокойства, а еще одна возможность проявить заботу о вашем особенном малыше».

Эксперт: Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог
Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com