Streetstyle

Народные промыслы своими руками в детском саду. Топиарий, сделанный своими руками – это замечательный и эксклюзивной подарок…. Как сделать праздничный головной убор русских девушек

Народные промыслы – это раздел о работе педагогов с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по обучению традициям народного декоративно-прикладного искусства. Здесь размещаются конспекты занятий по художественному творчеству, мастер-классы, материалы для ознакомления детей с народными ремеслами, исследовательские проекты по русской истории.

Декоративно-прикладное искусство

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 5463 .
Все разделы | Народные промыслы

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы, В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы! Она глядит не прянично – Ликующие и празднично. В ней молодость – изюминка, В ней удаль и размах…...

Консультация для родителей «Промыслы Дона» Мы, зимовниковцы, живем в краю донском, в центре обширных сальских степей. Древняя, древняя, степная земля! Рельеф наших мест особо не затейлив, но тем и красив, что позволяет увидеть нашу степь на много-много верст кругом. Широко, привольно, и все как на огромной ладони...

Народные промыслы - Дидактический материал «Матрешки» как уникальное средство обеспечения занимательности детей

Публикация «Дидактический материал «Матрешки» как уникальное средство обеспечения...»
Возраст: старшая и подготовительная группа - 5-7 лет Дидактический материал "Матрешки" - это уникальное средство обеспечения занимательности детей во время организованно-образовательной деятельности и в самостоятельной (игровой) деятельности. Занимаясь с этим материалом,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

b]Структура конспекта совместной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода 1 .Цель: познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно - прикладного искусства. 2.Задачи: - учить расписывать...

Патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальные изменения в нашей стране. Особенно это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Зачастую материальные ценности в наше время доминируют над...

Непосредственная организованная деятельность по конструированию «Домик для матрешки» во второй младшей группе Программное содержание: Обучающая: Познакомить детей с основными частями конструкции домика: полом, потолком, крышей, стенами, в них окна, а также пространственным расположением этих частей относительно друг друга; показать способ конструирования домика и объяснить, какая...

Народные промыслы - Урок литературного чтения в 3-м классе по технологии развития критического мышления «В. Ю. Драгунский «Дымка и Антон»

Усачёва Марина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №11 г. Новосибирск В. Ю. Драгунский «Дымка и Антон» Цель: - Создать условия для изучения произведения В. Драгунского "Дымка и Антон". - Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в...


Цель игры: Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения, активизировать в речи детей слова «большой», «маленький», закрепить знание цветовой палитры основных цветов, познакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат,...


Цель: - Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять элементы росписи, их композиционное расположение, колорит. - Развивать чувство ритма, цвета, композиции, развивать умения детей в смешивании цвета. - Воспитывать интерес к изделиям городецких...

Конспект занятия по лепке «Барашек» по образцу филимоновской игрушки Лепка «Барашек»(по образцу филимоновской игрушки) Цель:Познакомить с филимоновскими игрушками(птицами, животсными, вызвать к ним интерес, желание вылепить игрушку;учить выделять отличительные особенности игрушек(красивая плавная форма,яркие, нарядные полосы. Средства...

Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов – декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. И не только! Продукция русских народных ремесел – это настоящие произведения искусства, представляющие эстетическую и культурологическую ценность.

Филимоновская игрушка, хохломская роспись, гжель и другие промыслы нравятся детям. Они с удовольствием берутся за роспись, лепку, плетение, вышивку. Творческая работа в традиционных народных техниках учит быть терпеливыми – чтобы создать самостоятельное изделие, нужен кропотливый труд. Знакомство с народными ремеслами дает представление о разных материалах, способах их обработки, художественных приемах украшения предметов быта, интерьера, одежды, игрушек.

Дошкольники чаще познают народное творчество через стилизованные поделки. Однако такая деятельность не уменьшает эстетического воздействия на ребенка. Народные промыслы позволяют ребенку выразить собственное отношение к игрушке, тарелочке, матрешке или другому предмету, которое создается своими руками. Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, воображения, навыков работы с инструментами – народные промыслы дают широкий простор для развития и воспитания.

Знакомство детей с народными промыслами.

Подготовила воспитатель Шитикова А.Р.

Народные промыслы - это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале я познакомлю детей с самыми яркими и известными из них.

1. Дымковская игрушка

Дымковская игрушка - символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

2. Жостовская роспись

В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас - Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

3. Хохлома

Хохлома - один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.

Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

4. Городецкая роспись

Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

6. Гусевской хрусталь

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

7. Матрешка

Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Сейчас матрешка - не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

9. Тульский самовар

В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

10. Палехская миниатюра

Палехская миниатюра - это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

11. Гжель

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет - синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

12. Павлово-посадские шали

Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.

Народный художественный промысел - это не только история, но и современность. Бижутерия ручной работы, повязка в технике «шитья по бели», сделают вас неповторимыми.

Народный художественный промысел - что это?

Народный художественный промысел или декоративно-прикладное искусство - многогранное понятие. Оно относится к области декоративного искусства, включает в себя:

  • сотворение художественных изделий, которыми пользуются в частном быту в обществе;
  • художественную обработку утилитарных предметов (мебели, утвари, ткани, средств передвижения, орудий труда, игрушек, украшений и т. д.).
Народное декоративно прикладное искусство использует различные материалы:
  • керамику;
  • металл;
  • стекло;
  • дерево;
  • текстиль и т. д.
Работы выполняются при помощи литья, ковки, инкрустации, чеканки, резьбы, росписи, гравирования, вышивки и т. д.

Народное декоративно прикладное искусство возникло очень давно. Это одна из главных областей творчества народа. В наше время интерес к такому виду самовыражения не только не снизился, но и повысился. Придумано много видов рукоделия, которые также являются частью декоративно-прикладного искусства, ознакомьтесь с некоторыми из них.

Бижутерия ручной работы: мастер-класс


Современное декоративно-прикладное искусство - это и создание украшений. Сделав такую миниатюру, вы будете уверены, что она выполнена в одном экземпляре и второй точно такой же ни у кого не будет.

На ней, на белом фоне, нарисован розовый тюльпан. Чтобы сделать миниатюру, потребуются:

  • акриловые краски следующих цветов: охра, кармин, светло-зеленая, черная, титановые белила;
  • заготовка из пластики;
  • кисточка (из колонка);
  • палитра;
  • баночка с водой.

В данном случае, мастерица изготовила бижутерию из пластики фирмы Cernit, взяв белый цвет Blanco Opaco - из него получаются красивые сияющие изделия.


Для формы была взята круглая латунная основа. Пластику нужно раскатать скалкой на этой форме, запечь при 110° С в духовом шкафу 15 мин. Затем вынуть оттуда, когда остынет, достать и отшлифовать наждачной бумагой зернистостью 600 - тогда краска лучше ляжет.

Теперь нужно положить перед собой все необходимое для росписи и можно начинать.


Выдавите на палитру немного каждой краски. На кончике кисти смешайте белую с карминной, чтобы получить нужный оттенок и консистенцию, разведите небольшим количеством воды. Этим цветом изобразите очертания будущего цветка.

Легкими мазками вы наметите места расположения двух крайних лепестков, третий - центральный и стебелька. Вот как далее делается предмет современного народного декоративного прикладного искусства.

Смешав белую и охру, каптинете чуть розовой краски, смешайте. Этим нежно-персиковым цветом окрасьте нижний слой лепестков. Теперь в эту же смесь краски капните зеленого, смешайте, нарисуйте очертания стебля.


Вот как делается бижутерия ручной работы дальше. Смешайте на палитре белый и карминный цвет, чтобы получить более насыщенный розовый. Им окрасьте лепестки. При этом необходимо повторить рисунок прожилок в центре цветка и на краях лепестков. На следующем этапе нужно повторить данную процедуру, но уже добавить лишь чуть воды.


Далее, смешайте охру и зеленый акрил, добавьте воды, нанесите эту субстанцию на листья. Но они не должны быть чересчур яркими, чтобы основное внимание досталось цветку. Внизу лепестки чуть более насыщенного окраса, вверху - менее.

Взяв карминный и чёрный в одинаковых пропорциях, добавьте немного воды. Перемешав, обозначьте этой смесью оттенки листьев и лепестков.


Чтобы еще больше оттенить лепестки внизу по центру, грань стебля, также смешайте карминный и черный, но уже добавьте лишь чуть воды. Положите в эту палитру зеленого, зарисуйте листочки у основания.

В чёрную акриловую краску капните чуть воды, нанесите микромазками несколько горизонтальных штрихов на прожилки внизу лепестков, у основания.


Осталось добавить к белесой смеси буквально каплю зеленой краски, прорисовать прожилки внизу среднего центрального и немного на листочке.

Вот какая бижутерия ручной работы получится.


Теперь ознакомьтесь с тем, как в старину украшали свои головы девушки. Следующий мастер-класс поможет изготовить повязку «Архангельская».

Как сделать праздничный головной убор русских девушек?


Такая деталь старинной одежды мастерится в технике «шитья по бели». Оно предполагает вышивку по х/б шнуру жемчугом в 2–3 ряда. Его пришивают на основу поперечными стежками, а в образовавшуюся ложбину укладывают жемчуг (сейчас чаще используют бисер). В результате чего, жемчуг или бисер «ляжет» ровно и аккуратно. А контуры узора декорируют золотым или серебряным шнуром.

Вот что потребуется, для того, чтобы сделать старинную повязку на голову:

  • белая х/б ткань;
  • голубой и белый шелк;
  • белый шнур (сутаж);
  • холст;
  • мелкий белый бисер;
  • крупные стразы - 2 белых и 3 голубые, средние: 2 голубых и 3 светло-желтых;
  • маленькие стразы - 9 голубых, 3 желтых и 3 зеленых;
  • картон;
  • бисерные иглы;
  • 2 жемчужные нити по 30 см;
  • белые нитки;
  • большие пяльцы или деревянный подрамник;
  • ножницы.

Подобный народный художественный промысел характерен для северных народов, именно там зародилось «шитье по бели».


Натяните холст на пяльцы или подрамник. Сверху на него наложите белую х/б ткань.
Поверх нее накладывается и закрепляется слой шелковой материи голубого цвета – это прямоугольник 21х40 см. Пришейте его на это хлопковое полотно наметочным швом, который по окончании работы нужно будет убрать.

На этом шелковом голубом полотне тонким мелком или специальным водораствопримым маркером начертите контуры орнамента. Можно это сделать при помощи простого карандаша, так как все равно данный набросок вы прикроете шнуром (сутажем), его притачайте, используя шов «вперед иголка».


Стежки должны быть мелкими. Декорируйте шнур внизу двумя белыми и тремя голубыми крупными стразами, а вверху пришейте три желтые и две голубые.

Притачайте сутаж по контуру страз. А по ореолу белых поместите жемчуг. Им же окаймите стразы по кругу, расположенные в розетках. А нижние розетки старинного головного убора заполните шнуром.


Остались незаполненными две розетки, их нужно выложить лепестками стилизованных цветов. Чтобы оформить верхнюю часть головного убора, вокруг страз среднего размера выложите цветы сутажем. Затем также при помощи шнура, сделайте из него ветви и листочки.


Орнамент оформлен сутажем, теперь нужно пришить по нему бисер. Для этого нанижите пять-шесть штук на нить, укладывайте такие фрагменты на шнуре. А закреплять нужно поперечными стежками по две-три бисерины. Это делается так: после того как вы прикрепили шесть-семь штук, проденьте иглу через пару последних пришитых бисерин.

Следите за ровностью рядов, выполняйте их строго шнуру. Нужно хорошо натягивать нить, чтобы бисерины хорошо прилегали друг к другу.



Когда закончите оформлять орнамент, снимите работу с пялец или с подрамника. Нужно вырезать трехслойный кокошник, прибавив 5 см на швы, чтобы готовый убор имел размеры 40х21 см.


Низ головного убора вырежьте по рисунку полукругами. К верху и к низу украшения пришейте выкроенную подкладку из шелка голубого цвета. При этом бока остаются свободными. В этот просвет вставьте прямоугольник картона, чтобы придать конструкции жесткости.

Из белой шелковой ткани выкраиваются две ленты 18 на 90 см, обрабатываем их края обметочным швом.

На лицевую часть, к бокам, притачайте две шелковые ленты размером 18х90 см (предварительно обметав их края). Эти элементы закладывают в складки, прикрепляют при помощи шва «вперед иголка».

На низ повязки, под каждую розетку из пяти, пришивают бисерные нити.


Теперь вы имеется представление о том, как народное декоративно прикладное искусство выработало принцип изготовления и украшения головного убора. Недаром такие повязки называют «Архангельскими», так как сутажное шитье характерно для этих северных мест.

Хохломская роспись своими руками

Это также народный художественный промысел, возник он примерно 300 лет назад. Тогда в селе Хохлома, в Нижегородской области мастера создали промысел. Они делали деревянную посуду и расписывали ее определенным образом. Растительный орнамент в золотых и красных тонах наносится на чёрный фон. Эта роспись стала называться «хохломской».

Как украсить доску на кухню?


Попробуйте окунуться в этот народный художественный промысел, изготовив доску для кухни, но которая будет расписана под хохлому современным способом. Для этого используется техника декупажа.

Для воплощения этой идеи купите салфетки с рисунком под хохлому или бумагу для декупажа с изображением такого типа, можно скачать из интернета. Заготовки для досточек берут готовые неокрашенные или делают их своим руками, лобзиком из фанеры толщиной 3–4 мм.

Вот список необходимого:

  • заготовка для досок;
  • карандаш;
  • копирка;
  • шило;
  • ножницы;
  • наждачная бумага;
  • клей ПВА;
  • мебельный лак.
С салфеток снимите только верхнюю часть, понадобится лишь она. Если распечатали изображение, используйте для этого тонкую бумагу, перед наклеиванием на доску ее края с обратной стороны нужно ошкурить для лучшего прилегания.

Если используете салфетку, тогда смажьте клеем досточку. Если взяли бумагу, тогда промажьте ее. Приклейте любую из этих заготовок к лицевой стороне доски. Когда клей высохнет, промажьте бумажную основу лаком в 2 слоя.

Когда он высохнет, можно повесить доску на самое видное место на кухне, чтобы любоваться этим произведением искусства.

Хохломская роспись позволит создать и шкатулку.

Роспись шкатулки

Почувствуйте себя настоящими мастерами, которым близко народное декоративно-прикладное искусство. Распишите деревянную шкатулку под хохлому. Для такого творчества будут нужны:

  • акриловые краски, предназначенные для работы с деревом;
  • малярный скотч - узкий;
  • деревянная шкатулка;
  • фоновая бронзовая или золотая краска;
  • лак для дерева;
  • три беличьи кисти - № 1–3;
  • мягкая кисть для нанесения лака;
  • карандаш;
  • наждачная бумага;
  • калька.

Краску для дерева можно приобрести в художественном салоне, как и лак, который наносят кистью или в аэрозоли.


Если деревянная шкатулка не новая, на ней есть неровности, пройдитесь по ним мелкой наждачной бумагой.


Теперь нанесите на всю шкатулку фоновую краску в 2 слой. Но сначала подождите, пока высохнет первый. На следующий этап переходите только тогда, когда и второй слой полностью высохнет.

Не теряйте времени, пока это происходит, вы успеете нарисовать понравившийся или придуманный вами рисунок на кальке. Нужно изобразить основные детали, мелкие вы нанесете прямо на шкатулку.

Когда фоновая краска на ней до конца высохнет, прикрепите сверху кальку с изображением растительного орнамента, взяв скотч. Тогда этот шаблон закрепится и не станет съезжать. Чтобы перенести очертания на шкатулку, водите по линиям рисунка на кальке, слегка нажимая. Тогда изображение отпечатается на шкатулке.

Взяв кисточку под номером один и черную краску, обводите на шкатулке изображение.


Приклейте по периметру крышки скотч, он не даст заходить сюда черной краске. А ею вы закрасите фон. Его вы сделаете кисточкой под номером 3.

Скотч отклейте лишь тогда, когда краска высохнет. Тогда можно приступать к творческой части, рисовать цветы и ягоды.


Чтобы нарисовать смородины ровно, окуните обратную сторону карандаша с круглыми гранями в краску, приложите, как печать, к поверхности шкатулки.


Осталось изобразить траву, где-то дорисовать цветочки, усики, капельки, точки на клубнике, блики. Когда все это высохнет, покройте двумя или тремя слоями лака, давая каждому высохнуть.


Шкатулка готова! Вот какой красивой она получится. Если вам понравилось мастерить шкатулки, оформлять их, посмотрите, как сделать шкатулку из конфет. Заодно и перекусите сладким, чтобы повысить работоспособность, захотеть прямо сейчас сделать своими руками красивые предметы. Такое народное творчество более современное, но создавать подобные предметы не менее интересно.

Шкатулка из конфет

Если вам понравилось делать шкатулку, в качестве бонуса - ещё одно изделие, но съедобное. Для его изготовления берутся:

  • креповая бумага;
  • деревянная шпажка;
  • цветной картон;
  • конфеты;
  • клей ПВА;
  • двусторонний скотч;
  • ножницы.


Сначала нужно спрятать хвостики конфет, чтобы съедобные элементы хорошо смотрелись. Уберите эти детали, подклеив те к основанию скотчем.

От картона отрежьте полосу. Её высота - это высота конфет без «хвостиков». Диаметр - произвольный. Если он около 8 см, тогда потребуется 300 г конфет.

Сверните эту заготовку в цилиндр, закрепите степлером. Приложите её к картону, обведите, вырежьте круг, который нужно приклеить к цилиндру.


Прикрепите к шкатулке двусторонний скотч, но пока верхнюю предохранительную пленку не снимайте. Будете убирать ее постепенно, приклеивая конфеты.


Когда все их прикрепите, останется обкрутить эту красоту лентой, оставить изделие в таком виде или декорировать, розами из бумаги. Для этого отрежьте от креповой бумаги поперек волокон полосу шириной 5 см. С одной стороны накрутите ее на шпажку. Чтобы придать форму лепестка, растяните по центру.

Вложите в него карамель, обкрутите бумагой, прихватив «хвостик» фантика, чтобы сформировать розу. Зафиксируйте ее флористической лентой, завязав ту у основания. Трех розочек будет достаточно.


Такой современный народный художественный промысел непременно порадует ребенка или взрослую сластену, станет оригинальным подарком.

Если вы хотите воочию увидеть, как сделать шкатулку под хохлому в старинных традициях, тогда предлагаем посмотреть видео-урок.


А вот как смастерить деревянную круглую шкатулку.

Хорошая серия красочных пособий от Мозаики-Синтез - альбомы по народной росписи и народному искусству, темы альбомов - самые разные.

Книги небольшие, недорогие, очень хороши для занятий с детьми.

В тех изданиях, что чуть подороже, помимо самого альбома прилагается ещё и.

Гжель и хохлома, городец, филимоновские свистульки, роспись матрёшек, мезенская роспись, жостовские подносы, дымковская игрушка, и многое другое.

Пособия очень хороши для занятий по технологии в младших классах.

Издания этой серии предназначены для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста основам изобразительного искусства и художественного труда.

Каждый выпуск - красочный альбом, цикл занятий по определенной теме с игровыми, подробно иллюстрированными заданиями для детей и методическими рекомендациями для педагогов и родителей. Сначала лучше освоить пособие родителю, а потом уже преподавать своим детям.

Издание поможет педагогам начальных классов, воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений, преподавателям художественных школ, руководителям кружков и различных студий, а также родителям организовать интересные занятия и полезный досуг детей.

Народные промыслы детям

Мезенская роспись

Лепим народную игрушку. Рабочая тетрадь для занятий с детьми 5-9 лет. Данное пособие из серии "Искусство - детям" посвящено лепке из глины народной игрушки, а именно Каргопольской игрушки.


Жостовский букет (+ форма для росписи). Диаметр формы для росписи: 190 мм.

Рабочая тетрадь по основам народного искусства рекомендуется для занятий с детьми 8-10 лет на уроках труда и изобразительного искусства.


Цветочные узоры Полхов-Майдана (+ форма для росписи). Размер формы для росписи: 100 мм x 200 мм.


Филимоновские свистульки (+ форма для росписи)


Размер формы для росписи: 120 мм x 190 мм.


Узоры Северной Двины (+ форма для росписи)

В представленный комплект входят рабочая тетрадь и форма для росписи. Форму с лицевой стороны можно раскрасить по готовому рисунку, а с оборотной - расписать самостоятельно. Форму можно использовать и как трафарет. Для работы понадобятся кисти (№2 и №3), акриловые или гуашевые краски и бесцветный лак.
Размер формы для росписи: 125 мм x 200 мм.

Рисование - пособие для детей.

Дымковская игрушка - учимся росписи.


Альбом - обучение городецкой росписи.

Каргопольская игрушка


Гжель - с формой для росписи.

Гжель. Пособие по росписи.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня предлагаю познакомиться с развивающим лото "Народные промыслы"

Игра «Народные промыслы». Развивающая игра для индивидуальных и групповых занятий с детьми от 4 лет.

Производитель: ООО "Развивающие игры"

Цель игры . Знакомство с окружающим миром - изучение народных промыслов.

Комплектация игры : 12 листов, которые содержат 7 карт лото и 56 маленьких карточек с изображениями предметов народных промыслов.

Подготовка к игре . Перед началом игры разрежьте листы по пунктирным линиям.

Как играть

Наибольший развивающий и обучающий эффект дидактической игры достигается при участии взрослого – он объясняет правила игры, рассказывает о возможных вариантах, следит за ходом игры, руководит игрой, если в ней участвуют несколько ребят, или участвует в процессе как игрок.

Чтобы занятия были успешными, надо соблюдать несколько простых правил:

  • выбирайте игру в соответствии с возрастными возможностями ребенка - слишком простые или слишком сложные задания для него одинаково неинтересны;
  • находите подходящее время для игры, когда ребенок сыт, доволен и не занят важным для него делом;
  • игровой материал лучше не давать в свободный доступ, доставайте его только для занятий, иначе ребенок может потерять к нему интерес;
  • заканчивайте игру до того, как она наскучит.

И не забывайте создавать стимулы в игре. Самые простые из них - это похвала или маленький приз. Помните, что мотивация детей во многом зависит от вашей фантазии и творческого подхода. Не бойтесь придумывать свои, новые варианты игр, каждый раз в уже знакомой игре можно придумать что-нибудь новое. Также дайте возможность детям придумывать свои игры с карточками, играть в которые будет особенно интересно!

Игра 1. Лото «Народные промыслы»

Цель игры . 3накомство с различными народными промыслами; развитие внимания.

Игру можно проводить как дома в паре «ребёнок – взрослый», так и в группе детей (2-7 человек). Каждому из игроков достается по одной большой карте. Соответствующие им маленькие карточки-картинки переворачиваются на столе изображениями вниз и перемешиваются, или выкладываются стопкой. Ведущий достает по одной карточке и предлагает детям угадать, у кого такая карточка.

Взрослый . Посмотрите внимательно, у вас на картинках изображены элементы росписи различных народных промыслов. Давайте поиграем в лото - каждый должен собрать на большой карте все маленькие картинки, изображающие изделия этого промысла. Победит тот, кто первым соберет все свои картинки. Будьте внимательны, не спешите и постарайтесь не ошибаться! Начинаем игру. Кому нужна такая картинка? А эта картинка на что больше похожа? И т.д.

В конце игры взрослый подводит итог, называя виды промыслов. Также полезно спросить детей, какие виды промыслов они собирали - так лучше дифференцируются и запоминаются названия народных промыслов.

В дальнейшем можно предлагать детям собирать картинки к двум большим картам, что сложнее.

Игра 2. «Парные картинки»

Цель игры . Закрепление знаний о русских народных промыслах; развитие внимания и памяти. Подберите по две картинки, которые изображают изделия каждого из представленных в игре народных промыслов - всего 14 карточек. Перемешайте картинки на столе, затем предложите ребенку подобрать пары похожих картинок. Когда пары подобраны, попросите вспомнить и назвать народные промыслы, изделия которых изображены на картинках. В такой игре можно играть с несколькими детьми – в этом случае подготавливаются несколько наборов пар картинок и побеждает тот, кто первым рассортирует свои картинки на пары.

Игра 3. «Мемори»

Цель игры . Закрепление знаний о русских народных промыслах; развитие внимания и памяти.

Подготовьте для игры маленькие карточки: сколько игроков - столько наборов карточек, перемешайте карточки и разложите на столе «рубашками» вверх, чтобы спрятать изображение (так же можно играть на полу, расположившись вокруг карточек в кружок). Взрослый объясняет детям суть игры и выдает по одной карточке-образцу (можно в качестве задания дать название промысла, но это сложнее).

Взрослый . Каждый из вас должен собрать свои картинки - всего 4 (или 5, 6, 7, 8), все изображения на которых относятся к одному из народных промыслов.

Чтобы собрать карточки, можно по очереди делать попытки - переворачивать одну из карточек и смотреть изображение на ней: если карточка подходит - игрок забирает ее себе, а если нет - снова кладет на место изображением вниз. Все игроки стараются запомнить, где какие карточки лежат. Затем следующий участник выбирает одну из карточек и т.д. В игре побеждает тот, кто первым соберет все свои карточки. Это самый внимательный игрок, он не просто пробует переворачивать и смотреть картинки, но запоминает месторасположение картинок, которые уже переворачивали и смотрели. Уровень сложности этой игры можно легко варьировать, изменяя количество карточек в игре. Например, поначалу можно предлагать игрокам собрать по 4 карточки, затем по 5-7.

Игра 4. «Угадай по названию»

Цель игры . Закрепление знаний о русских народных промыслах и их названиях.

Положите перед ребенком 7 маленьких карточек, изображающих изделия разных народных промыслов. Предложите выбрать подходящую картинку по слову – названию.

Взрослый. Я буду называть народный промысел, а ты найди и покажи нужную картинку. Гжель. Правильно выбрал - молодец. Хохлома. Городецкая роспись. Верно - вот она. Каргопольская игрушка. Нет, это филимоновская игрушка, а вот - каргопольская. И т.д.

Игра 5. «Кто первый»

Цель игры . 3акрепление знаний о русских народных промыслах; развитие внимания и быстроты реакции, в игре используются все карточки - количество изучаемых промыслов по количеству игроков.

В этой игре-соревновании побеждает тот, кто быстрее всех найдет и соберет все свои карточки, для этого все карточки перемешиваются и раскладываются на столе или на полу изображениями вверх. Старт игре даётся по сигналу взрослого. В конце игры ведущий просит игроков показать свои картинки, чтобы проверить правильность выполнения игрового задания и назвать вид народного промысла.

Игра 6. «Сортировка»

Цель игры : закрепление знаний о русских народных промыслах и их названиях.

Игра проводится с одним ребенком, На столе или на полу раскладываются карточки изображениями вверх, ребенку предлагают рассортировать картинки по промыслам - выложить рядами или кучками, Когда все картинки будут рассортированы, попросите ребенка назвать виды народных промыслов.

Уровень сложности этой игры можно гибко варьировать, увеличивая или уменьшая количество карточек в игре, можно предложить ребенку рассортировать картинки, разложив их на большие карточки для лото. Такую игру можно проводить на скорость - использовать песочные часы или завести будильник на 2-5 минут.

Дополнительные игры

С игровыми карточками можно придумать много других полезных и интересных игр. Дадим несколько примеров, чтобы разбудить вашу творческую фантазию.

Игра «Картинки и названия» (развивает внимание и мышление, умение читать). Раздайте двум игрокам набор картинок (одна маленькая картинка из каждого промысла) и табличек с названиями промыслов. Попросите подобрать каждой картинке название - подложить карточку к картинке. Побеждает тот, кто первым справился с заданием.

Игра «Четвертый лишний» (развивает внимание и мышление). Выложите перед ребенком четыре карточки: три картинки с изображениями одного народного промысла, одна картинка - с изображением другого промысла. Предложите убрать лишнюю картинку. Продолжайте игру с другими карточками.

Игра «Выложи ряд» (развивает внимание, закрепляет представления о народных промыслах и их названиях). Используя маленькие карточки, предложите ребенку выложить ряд картинок под диктовку: называйте поочередно виды народных промыслов, а ребенок выбирает подходящие картинки и выкладывает их в ряд. В этой игре можно использовать разное количество картинок: по одной из каждого промысла, или по несколько из каждого промысла.

Сканы карточек