Прически

Вологодское кружево: азы удивительного искусства. Вологодское кружево: мастер-класс для начинающих и советы по выбору модели, история развития вологодского кружева, перечень необходимых инструментов Узоры крючком похожие на вологодское кружево

Кружево - прекрасное творение человеческой фантазии, поражающее своим изяществом и воздушной ажурностью. Этот вид декоративного украшения издавна известен во многих странах мира. Так, в Европе, традиционно ценится итальянское, голландское и ирландское кружево, на востоке наиболее известным считается палестинское кружево, а Россия на весь мир прославилась своим вологодским кружевом.

История вологодского кружева берёт своё начало в XVII веке , именно тогда на Вологодской земле начали плести первые изделия. Развитие кружевоплетения в европейских странах дало толчок к формированию в России кружевного дела как промысла. В двадцатые годы девятнадцатого столетия в помещичьих усадьбах, расположенных недалеко от Вологды, создаются центры кружевоплетения, в которых крепостные кружевницы выплетают ажурные отделки к платьям московских и петербургских кокеток, подражающих европейской моде украшать одежду кружевами.

Спустя некоторое время кружевоплетением увлекались уже не только в помещичьих мастерских, но и в народе, так, если в конце XIX века плетением занимались около 4 тысяч мастериц, то в первом десятилетии XX века их было уже более 40 тысяч. После революции 1917 года в Вологде была открыта профессионально-техническая школа, обучающая плетению, и создан кружевной союз со своей художественной лабораторией.

До 1940 года из-под руки мастериц выходило в основном мерное кружево, используемое для отделки одежды. В дальнейшем мастерские стали производить большое количество штучных изделий, таких как салфетки, перчатки, скатерти, шарфы из кружева. В 1960 году на базе кружевных мастерских создаётся объединение, выпускающее мерные изделия, салфетки, покрывала, занавеси, а также эксклюзивные выставочные образцы, создаваемые по художественным эскизам.

На сегодняшний день вологодские шедевры известны во всём мире. Работы кружевниц не раз завоёвывали высшие награды на престижных европейских выставках, а в самой Вологде в 2010 году был открыт музей, в котором можно ознакомиться с уникальными изделиями ажурного промысла.

Узоры вологодского кружева

Изначально в кружевных мотивах прослеживалось большое количество растительных орнаментов. Мастериц вдохновляла живая природа , элементы которой в стилизованном виде они переносили на свои работы. Узоры, используемые в резьбе по дереву, которыми так богат Русский север, а также элементы декора, применяемые в ткачестве, служили примером для мастериц.

С течением времени мотивы орнамента несколько изменялись. Стали появляться геометрические фигуры, треугольники, квадраты, круговые узоры. После революции в изделиях появляются соответствующие символы эпохи. Наиболее часто в мотивах ажура встречаются следующие узоры:

Работы мастеров отличаются плавными линиями, чётким орнаментом и обилием растительных мотивов, которые повторяют изгибы травяных побегов, контуры лепестков и листвы. Характерной чертой вологодского кружева является широкая кайма, образующая узор, и тонкий, практически невесомый, сетчатый фон.

Все орнаменты выполнены в зеркальном отражении и расположены симметрично. Этот приём обеспечивает чёткость и строгость линий, которые и придают ажурному изделию ту неповторимую лёгкость и плавность, за которую так высоко ценятся во всём мире вологодские шедевры.

Плетение вологодского кружева

В последние десятилетия художественный интерес к Вологодскому ажурному ремеслу все возрастает, и многие люди хотели бы попробовать свои силы в плетении вологодского кружева. Мастер-классы для начинающих в большом количестве встречаются в интернете, для тех же, кто более углублённо желает заняться кружевным делом, наиболее правильным будет обратиться к мастеру кружевного плетения на коклюшках, который доступно объяснит все нюансы этого увлекательного процесса.

Бытует мнение, что изготовление кружева своими руками = процесс сложный и затратный, но это не совсем так. Создание узоров требует большого количества времени, а вот по сложности кружевное плетение можно отнести к среднему уровню. Для того чтобы научиться плести ажурные мотивы, необходимо подготовить специальные инструменты и приспособления, а именно:

Создание ажурного шедевра - это прежде всего кропотливая работа, и начинается она с наматывания нитей на коклюшки. Это процесс небыстрый и требует терпения и усидчивости. При плетении изделия в каждой руке мастерицы находится по две коклюшки. Вся работа происходит путём перемещения этих инструментов в руках.

Поскольку процесс плетения кружевных изделий довольно долгий, ряд мастериц создают имитацию вологодского ажура с помощью вязального крючка. Такое изделие выглядит нарядно, но ценится намного меньше, чем настоящее кружево, об изящности которого поётся в песнях.

Кроме того, эти уникальные изделия привлекают на Вологодскую землю множество туристов, едущих сюда для того, чтобы познакомиться с историей Русского севера и окунуться в атмосферу создания местных шедевров.

Эта статья для тех, кто любит необычное и оригинальное вязание крючком. Брюггское кружево, схемы которого приведены здесь, представляет собой современную версию старинного рукоделия.

Несколько слов о кружевах

Поначалу вязание было ремеслом мужчин, постепенно оно перешло в разряд женских рукоделий. Как и всякое рукоделие, вязание кружев очень успокаивает нервную систему. Ажурные предметы интерьера всегда добавляют уюта в квартире. Даже маленькая салфетка на журнальном столике способна задать настроение всему интерьеру. Только не следует перебарщивать. Кружевное платье или аксессуары прекрасно подходят для создания женственных образов. Чтобы добиться желаемого эффекта и соответствовать современной стилистике, ажур нужно использовать, руководствуясь художественным вкусом и чувством меры.

Отличительные особенности брюггского ажура

Что такое брюггское кружево? Схемы наглядно показывают, что это - тесьма, выложенная красивым, плавным, округлым узором. Её ещё называют вилюшкой. Бельгийскому кружеву уже почти триста лет. За три века интерес к нему то угасал, то вспыхивал вновь. Есть разные способы создания полотна в технике «брюггское кружево». которых вы видите перед собой на экране, - лишь один из вариантов плетения ажура.

Брюггские кружева из фабричной тесьмы

В магазинах швейной фурнитуры можно найти тесьму с косым расположением нитей утка и с равномерно расположенными вдоль краёв петлями. Она замечательно подходит для создания современных вещей, напоминающих старинное брюггское кружево. Модели и схемы, придуманные опытными мастерами, подходят и для работы с готовой, фабричной тесьмой. Диагональное расположение основной нити делает тесьму эластичной, поэтому на сгибах рисунка практически не ощутимы утолщения. Можно не класть такое кружево под пресс, чтобы придать ему большую плоскость.

Создание узора

Из этой тесьмы, а она очень редко бывает в продаже, кружево создаётся следующим образом. Одноцветным карандашом в упрощённом виде делается эскиз цветка, бабочки, и т.д., углы скругляются, большинство линий замыкается, и вот уже перед вами эксклюзивное брюггское кружево. Схема увеличивается до натурального размера. Затем её кладут на мягкую упругую поверхность, в которую можно воткнуть булавки. На линии рисунка укладывается и прикалывается тесьма. Те места, где петли соприкасаются друг с другом, сшивают. Делается это очень тонкими нитками и иглой. Цвет ниток должен совпадать с цветом тесьмы. Получается очень красивое полотно. Таким способом делают нарядные воротники и салфетки, то есть предметы небольшого размера.

Старинный способ вязания

Брюггское кружево: салфетки, схемы которых представлены в этой статье, предметы одежды, - напоминает изделия вологодских и фламандских мастериц, которые работали на коклюшках. Они не вязали тесьму отдельно, чтобы впоследствии выложить из неё узор. Полосы плелись, соединялись и разветвлялись, обходя булавки, прямо на подложке, в соответствии с нанесёнными на неё широкими и тонкими линиями рисунка. В настоящее время популярна техника, при которой крючком вяжется длинная лента с петлями по бокам и соединяется в узор прямо в процессе вязания.

Современный способ вязания крючком

На фотографиях хорошо видно, брюггское кружево. Схемы демонстрируют несколько вариантов тесьмы. Все они очень просты в исполнении. Попробуйте связать разные и выберите, какой понравится больше. Вы вольны поступить с ней, как с фабричной: свяжите длинную ленту, красиво разместите на схеме рисунка или на выкройке одежды, если вы планируете превратить тесьму в платье, блузку или юбку и скрепите ниткой с иголкой с ниткой или крючком. Ещё проще - наколите тесьму на манекен с фетровым или трикотажным покрытием. Вам сразу станет видно, сколько ещё тесьмы следует довязать.

Посадка изделия из кружева на фигуре

Ленту можно разложить с учётом изгибов тела, и тогда, без создания вытачек и рельефных швов, вы добьётесь идеальной посадки на фигуре. Некоторую трудность вызывает изготовление рукава. Здесь совет таков. На манекене укладывайте вилюшку с учётом проймы как на выкройке платья с втачным рукавом. Тесьму, предназначенную для рукава, разложите на бумажной платья, приколите в виде рисунка, сшейте за петли, просветы заполните сеткой из воздушных петель или маленькими кружевными цветочными мотивами. Прежде, чем соединять с основной частью, рукав придавите тяжёлым прессом, чтобы сгибы тесьмы-вилюшки стали более плоскими. Стирать и отпаривать изделие пока нельзя, потому что вы будете соединять рукав с полочкой и спинкой этими же нитками при помощи цепочек из воздушных петель, сделанных крючком.

Когда все детали платья будут готовы и соединены, его можно подвергнуть влажно-тепловой обработке, не боясь неравномерной усадки. В домашних условиях это, обычно, стирка, подкрахмаливание (если вещь из хлопка) и утюжка.

Простое и стильное платье

Если изменить лекало, сделав проймы квадратными, то рукава можно вязать прямоугольными, не закругляя на окатах. При таком плечевом поясе, в талии платье можно не заужать. Этот фасон считается классическим и универсальным для обладательниц стройных худощавых фигур. Попробуйте его связать. Технически это несложно, только требует усидчивости. Если рискнёте и возьмётесь за дело, то у вас получится стильное и элегантное платье. Брюггское кружево, схемы которого есть в этой статье, как нельзя лучше подходят для такой вещи. Если оно будет очень просвечивать, то вы сможете экспериментировать с выбором нижнего платья-чехла. Он подбирается в тон или контрастный.

Одно время было модно носить гипюр на подкладе Это интересный вариант, но мало ситуаций, когда это уместно, так как телесная ткань подкладки создаёт иллюзию голого тела. Выберите цвет ниток, лучше всего сочетающийся с вашим цветотипом и дерзайте!

Кружевные коллекции от кутюр

В коллекциях многих известных дизайнеров есть модели, выполненные из кружева. Это и белая коллекция Валентино, и шедевры Жан-Поля Готье, и другие. Кутюрье постоянно обращаются к историческому костюму и национальному рукоделию. Если посмотреть на каждую модель в отдельности внимательно, становится очевидно - современная мода очень склонна соединять в одном платье кружева разных эпох и разных народов.

Сочетание разных видов кружева

Брюггское кружево, выполненное крючком из тесьмы-вьюшки, часто требует дополнения в виде элементов ирландского, венецианского, филейного или иного кружева. Брюггское кружево придаёт изделиям строгость и лаконичность. Салфетки или скатерти, оформленные по периметру полосами брюггского вязания приобретают законченный вид. Неопытная вязальщица будет права, если начнёт учиться вязанию крючком с тесьмы, из которой складывается брюггское кружево. Для начинающих, схемы не представляют большой сложности, ведь они состоят из простых элементов.

Первая салфетка начинающей рукодельницы

Для маленькой, но очень милой и изящной салфетки нужно связать 5-7 полос длиной по 10-15 см их количество может варьироваться в зависимости от толщины ниток и плотности вязания. Начиная со второй полосы следует делать соединения за петли. Эта операция известна всем, кто умеет вязать столбики и петли. Полосы этой салфетки лежат параллельно друг другу, без сгибов. Ширина полос - 4-5 столбиков с накидом, плюс петли подъёма. Декоративные арки подъёма состоят из 7 воздушных петель. Соединение осуществляется так. Нужно провязать три воздушные петли, затем сделать в арку, выполнить три воздушных петли и далее вязать обычный ряд из столбиков с накидом. Готовую салфетку прогладьте через мокрую ткань.

Более сложные виды работ

Справившись с такой работой, можно взяться за более сложное брюггское кружево для начинающих. Схемы вязания изгибающихся вилюшек наглядно демонстрируют, что в местах сгибов три смежные арки одной полосы скрепляются соединительным столбиком. Если сгиб представляет собой более плавную волну, то соединяется две смежные арки.

Как ещё можно использовать брюггское кружево? Схемы Разнообразных видов тесьмы вызывают желание использовать их для отделки платьев из льняного или хлопчатобумажного полотна, типа рогожки. Можно создать изумительно красивый комплект в или бохо.

Лаконичное по дизайну брюггское кружево, схемы всех полос тесьмы это подтверждают, очень подходит для вязания модных сумок-авосек. Их можно делать как из натуральной, так и из синтетической пряжи. Нитки лучше взять потолще и попрочнее, а крючок - 3-4мм.

Если вы решились заняться вязанием, то для начала определите место, где будете рукодельничать. Оно должно хорошо освещаться. Свет - одно из главных условий для получения удовольствия от работы и сохранения хорошего зрения.

Выбирая пряжу, отдавайте предпочтение мерсеризованной. Чем тоньше нитки и чем меньше номер крючка, тем красивее кружево. Вяжите свободными петлями, не затягивайте их. После стирки вещь сядет и станет более плотной. Если вязать слишком туго, то изделие получится грубым и толстоватым на ощупь.

Если вяжете цветными нитками, во избежание неприятностей при стирке, перед началом работы проверьте, не линяют ли они. Старайтесь не сочетать в одном изделии нитки разного состава и качества. Хорошо получается такой микс только у людей с идеальным вкусом. Хлопчатобумажное кружево лучше выглядит, если его накрахмалить.

Вологодское кружево известно своей изысканной красотой и неповторимыми узорами далеко за пределами страны. Кружевницы затрачивают много часов кропотливой работы с коклюшками для плетения воздушных узоров и орнаментов, создавая уникальные изделия - салфетки, скатерти, шляпы, накидки, зонтики, пелерины и многое другое.

В статье расскажем, откуда появился такой вид искусства на Руси, как выполняются работы кружевницами, что необходимо знать начинающему мастеру про плетение коклюшками, какие материалы нужно подготовить, чтобы начать изготавливать даже простые кружевные вещи.

Искусство плетения вологодского кружева требует усидчивости, ловкости рук, терпения и аккуратности в работе. Даже небольшая ошибка способна испортить внешний вид изделия. Именно поэтому мастера используют специальную схему, которая носит название сколок. Как ее создавать и с ней работать, расскажем немного позже, а сейчас несколько слов об истории вологодского кружева.

Традиции

Придумали плетение из ниток французские и итальянские мастера еще в 16-м веке. В нашу страну привезли такие изделия русские князья, которые были очарованы воздушными кружевами. Традицию изготовления плетенных узоров продолжили мастера Вологодской губернии. Первое упоминание про вологодские кружева относится к 1820 году. Мастерицы-крепостные делали для помещиков украшения для одежды и белья.

Сначала женщины копировали узоры западных мастеров, но со временем начали воплощать в кружевах собственные творческие идеи. Количество мастеров росло с каждым годом, как и популярность такого искусства. Открывались фабрики, которые изготавливали изделия для продажи в Санкт-Петербурге и Москве.

Техника плетения вологодского кружева стала преподаваться в специализированных учебных заведениях, передалась из поколения в поколение. С начала 20-го века работы художниц выставлялись на выставках в Париже и Брюсселе, завоевывали золотые медали на различных конкурсах.

С появлением Интернета каждый желающий может научиться делать вологодские кружева. Рассмотрим и мы основы данного народного творчества. Для начала узнаем, чем эти кружева отличаются от любых других.

Уникальность техники

Основной особенностью вологодского кружева можно назвать наличие четкого разделения рисунка и фона. Орнамент представляет собой плавные широкие изгибы, напоминающие ленту, которая вьется непрерывной линией, нигде не пересекаясь. Это могут быть изображения цветов, птиц, животных и даже гербов или храмов. Фон при этом остается воздушным, невесомым, очень нежным. В итоге изделия получаются объемными и выразительными.

Народные промыслы вологодских кружев узнаваемы плетением длинной тесьмы, которая скрепляется "сцепками" или "решетками". Их мастера выполняют обычным вязальным крючком отдельно. Такие кружева называют "сцепными". Рисунки в такой технике получаются более разнообразные. Это уже не только цветы или растительный орнамент, но и всякие фантастические существа, геометрические фигуры, изображения людей и строений. Для плетения используют всего от 6 до 12 пар деревянных коклюшек (держателей ниток). Для тканных кружевных изделий их понадобится значительно больше (60 и более).

Есть мастера - "мерницы", которые делают кружево, создавая одновременно и рисунок, и фон. Это уже "парное" плетение. Часто оно представлено простыми мерными отрезками кружева. Из рулона отрезается нужное количество для декорирования одежды. Узоры в парных кружевах незатейливые, в основном это ромбы, треугольники, кружки и другие фигуры.

Элементы фона

Существует несколько вариантов заполнения фона для кружева:

  • "Насновки" - это детали, состоящие из плотных овалов или квадратов, заполняющих пустоты между изгибами тесьмы.
  • "Плетешки" - это узор, состоящий из тонких шнурочков, сплетенных в ажурную решетку.
  • Отвивные петельки на "плетешках" - это крученные нити, придающие фону большую воздушность.

Необходимые материалы

Для работы с кружевами нужно приготовить различные приспособления и материалы. Нити используют плотные и натуральные. Это хлопок или лен.

Основной инструмент для создания изделия - коклюшки. Это выточенные или резные деревянные палочки, у которых нижняя часть имеет утолщение, а сверху делается отделение для наматывания нити. Для каждого узора требуется разное количество коклюшек, поэтому покупать лучше целый набор (от 60 штук и выше). Делают их из клена или яблони, ели или калины. Долго будут служить можжевеловые.

Выполняют плетение на куфтыре. Это валик (труба из ткани), имеющий форму цилиндра. Для удобства он располагается на подставке - пяльцах. Наполняют валик соломой, опилками или овсяной шелухой.

Готовая схема узора из нитей называется сколок. Чертится он на белой или цветной бумаге и булавками крепится к валику. Тонкие "гвоздики" или булавки с бусинкой на конце во время работы будут удерживать нити. Их понадобится не одна сотня, поэтому на них не экономьте. Также для связывания тесьмы фоном понадобится вязальный крючок, размером 0,5-0,8 мм.

Сколки вологодского кружева

Это графическое изображение будущего полотна. Без такой схемы плетения невозможно сделать кружево. Раньше на подобные рисунки собирали средства всей деревней, бережно хранили и передавали от матери к дочери. Сейчас все намного проще. Сколок вологодского кружева можно просто скопировать из Интернета и отпечатать на принтере.

Для хранения его можно прикрепить на картон, а сверху положить лист кальки. Это значительно увеличит срок его службы, да и во время работы не будут пачкаться белые нити. Сколок должен иметь размер в натуральную величину. Точки соединения линий на схеме - это места размещения булавок.

Как нарисовать сколок самостоятельно

Сначала простым карандашом делается набросок линии, которая, нигде не пересекаясь, составляет непрерывный узор. Попробуйте сделать квадратную салфетку. Здесь не важны точные размеры, как, например, при плетении воротника или головного убора.

Чтобы получилась ровная широкая лента, воспользуйтесь плакатным пером. Обведите аккуратно линию, используя черную тушь. Это поможет понять, как будет смотреться узор на изделии. Потом переносится лента на другую бумагу через кальку двумя линиями, и вручную между ними размещают традиционные ломаные линии и точки, на которые будут прикалываться булавки. Зигзаги передают движение пары коклюшек внутри полотнянки.

Наматывание нити на коклюшки

Подготовка к работе включает наматывание нитей на деревянные коклюшки. Работают они только в паре, однако накручивание нитки происходит поочередно.

Рассмотрим подробнее, как это делается:

  • Удерживая в правой руке одну из парных коклюшек, левой прижимается нитка к узкому месту деревянной палочки.
  • Делается пару оборотов для укрепления конца нити.
  • Потом выполняют вращательные движения коклюшкой, чтобы на всю поверхность шейки равномерно намоталась нитка. В это время пальцами проверяют равномерность натяжения и распределение ее по всей длине.
  • Достаточно будет 3 метров нити. В конце делается петля, на которой будет прочно держаться палочка во время работы.
  • Дальше из мотка нужно отмотать столько же нитей и отрезать край ножницами.
  • Продолжение ее аналогично накручивается на шейку другой палочки.
  • Когда между коклюшками остается 20 см нитки, делается петля и надежно закрепляется вторая палочка.

Подготовка валика

Перед началом работы укрепляется сколок на валик. Для этого используют плотный картон, соответствующий размеру будущего кружева. Чтобы он не свалился с куфтыря, нужно его укрепить булавками по всем четырем сторонам. Затем на подготовленный картон прикрепляют сам сколок. Дальше предстоит кропотливая работа по накалыванию во все имеющиеся точки булавок.

Закрепление пары коклюшек

Закрепительная петля обеспечивает свободную работу коклюшек в паре, она прочно фиксирует намотку. Чтобы ее сделать, нужно, удерживая палочку в одной руке, большим пальцем хорошо натянуть нитку. Коклюшка заводится под ней, а верхнюю часть протягивают в петлю, чтобы ее затянуть. Так укрепляют все коклюшки, но длинной дугу не делают, чтобы коклюшка не свисала ниже куфтыря. Оставить необходимо примерно 15 см. Во время работы палочку держат за середину нижней ручки, к ниткам руками не прикасаются, чтобы они не испачкались.

Приемы плетения кружева

Перед началом работы по созданию кружева потренируйтесь в технике переплетения нитей между собой. На гвоздик вешается за середину нити пара коклюшек. Рядом прикрепляется еще один гвоздик со следующей парой коклюшек. В работе по плетению принимает участие сразу две пары палочек с нитками. Все узоры создаются переплетением нитей между собой. Это происходит перетаскиванием коклюшки с одного места на другое.

Рассмотрим два основных приема работы с нитями:

  • Перекинуть или перевить. Движение начинается всегда правой коклюшкой. Нитка с правого бока перекладывается поверх нити левой палочки в паре. Со временем вы должны научиться делать это движение одной рукой, используя только большой палец. В описаниях работы такое перекидывание обозначают печатной буквой "П". Витков может быть несколько, тогда в описании будет указано "П-П-П". Это означает, что перекидывание нитки делают 3 раза.
  • Скрестить. Обозначается в описании узора буквой "С". Данный прием состоит в перекладывании средней нитки левых коклюшек на среднюю нить правых. Крайние нитки остаются ровными, они пока не участвуют в работе. Держат коклюшки двумя руками, в каждой - по паре палочек. Выполняют данный прием переплетения обычно после перекидывания. В описании будет указано "П-С". Следите, чтобы движение было слева направо, то есть нитка слева должна лежать поверх нити справа. Также придерживайтесь во всех вариантах одинакового натяжения нити.

После прочтения мастер-класса вологодского кружева обязательно попробуйте сделать легкий узор, потренируйтесь накручивать нить на коклюшки, делать закрепительную петлю, перекидывать и перекрещивать нити между собой. Со временем научитесь выполнять небольшие задания. Дело не очень простое, поэтому придется набраться терпения. Удачи!

Красивый кружевной узор на весеннее - летнюю тематику с рисунком цветов-полукругов, найден в старых номерах журнала «Дуплет». Узор выполнен крючком непрерывным вязании тесьмы, которая является главным элементом вязания брюггского кружева, а лепестки образуют столбики с накидами. Любая модель кофточки, топа, юбки или платья связанная этим узором непременно будет выглядеть красиво и торжественно. Смотрите далее подробный мастер-класс по вязанию и описание выполнения данного узора.

Начальный первый ряд узора выполняет тесьма , для ее вязания наберите 4 возд.петли + 3 петли подъема, затем вяжите *4 ст. с/н, 5 возд. петель подъема, 4 ст. с/н, 3 возд. петли подъема*, повторяйте от* до*, учитывая что один раппорт узора составляет 10 рядов тесьмы, на одной стороне тесьмы должны быть расположены арочки из 5-ти возд петель подъема, на другой из 3-х.


Схема вязания узора



Для начала вязания 2-го ряда наберите 6 воздушных петель подъема от стороны тесьмы с арочками из 5-ти возд.петель и из первой арочки начинайте вязать тесьму *4 ст с/н, 5 возд. петель, повторите еще раз от*, 4 ст с/н, 1 возд. петля.


Далее первый лепесток А: сделайте 4 накида на крючок, крючок введите под арочку на схеме обозначенной буквой О, провяжите все накиды, затем вновь сделайте 4 накида, провязав снова все накиды, захватите рабочую нить и провяжите все петли на крючке, тем самым сделав два столбика с 4-мя накидами провязанные с одной вершиной.


Затем 2 возд. петли, 4 ст с/н, 2 возд петли и вяжите столбик-арочку с 8-ю накидами вводя крючок за первую арочку из 6-ти петель.


После последнего лепестка, провязывая вторую группу столбиков с накидом закрепляйте каждый столбик соединительной петлей в арочку, затем 3 возд.петли и соединительная петля в следующую арочку.


Начинайте вязать второй полукруг тесьмы набрав 3 воздушные петли подъема, вяжите второй полукруг, как и первый, делая на внешней стороне полукруга на первой арочке закрепительный столбик за арочку первого полукруга, а во второй арочке вяжите столбик из 7-ми накидов, который будет центром полукруга в следующем ряду. Закончив полукруг, также закрепите его на тесьме первого ряда и продолжайте вязать овалы до конца ряда.




Для начала вязания третьего ряда вяжите 3 возд. петли, сделайте соединительный столбик в арочку последнего полукруга, 6 возд.петель, столбик с 3-мя накидами из следующей арочки последнего полукруга, 14 воздушных петель.

Затем вяжите начальный ряд тесьмы из 4-х ст. б/н на последних воздушных петлях и начинайте вывязывать лепестки из столбиков с 4-мя накидами вводя крючок за арочку из столбика с тремя накидами.

Провязав три лепестка закрепите тесьму соединительными столбиками на вершине полукруга как в предыдущем ряду, сделайте 3 возд. петли, соединительный столбик в следующую арочку и начинайте вязать полукруг с 5-ю лепестками центром которого будет столбик из 7-ми накидов предыдущего ряда.

Не забывайте делать провязывая первую внешнюю арочку тесьмы закрепительный столбик соединяя с предыдущим полукругом и в следующей арочке столбик из 7-ми накидов.



Заканчивается 3-й ряд просто - после провязывания 3-го лепестка в арочку из столбика с 8-ю накидами, 4 ст с/н последний ряд тесьмы и тут начинается следующий ряд как 2-й с 6-ти воздушных петель подъема. При вязании последующих рядов узора повторяются второй и третий ряд.



Кружево уже давно перестало быть обычным элементом декора. Его воспринимают как своеобразную метафору всего легкого и прозрачного, невесомого и хрупкого. Существует немало приемов и разновидностей плетения, но если речь идет о его производстве именно в России, то вспоминается именно вологодское кружево. Благодаря ему кружевницы стали известны во всем мире.

Если хотите научиться создавать кружевные шедевры своими руками – помните, вологодское кружево, как и вятское, с самого начала возникновения, плетется на коклюшках, а значит, первым делом нужно озаботиться поиском и приобретением оных. Картинки с образцами узоров, обучающие курсы и мастер-классы есть в интернете бесплатно – их можно и посмотреть, и скачать. Там же можно найти и сколки для воротников, или жилетки, основным мотивом которых станут необыкновенно прекрасные кружевные цветы. И кстати – если хотите привлечь к процессу детей – кружева можно не только плести, их можно рисовать! Уроки по декоративному рисованию тоже нетрудно отыскать во всемирной паутине.

Кружево уже давно перестало быть обычным элементом декора

Если сложные схемы осилить начинающим кружевницам будет сложно, то сплести простую сетчатую авоську окажется под силу. Здесь не применяются особые узоры, а соответственно справиться с коклюшками будет существенно проще.

Что необходимо:

  • коклюшки;
  • нитки;
  • наполненный опилками валик;
  • плетешок;
  • пенопласт;
  • миллиметровая бумага;
  • сколок;
  • иголки;
  • крючок.

Ход работы:

  1. Из пенопласта вырезать основу.
  2. Начертить на миллиметровой бумаге сетку.
  3. Полученный чертеж закрепить на пенопластовой основе.
  4. Намотать нитки на коклюшки и начать плетение.
  5. В верхний из торцов вколоть иголки.
  6. Навестить на них пары коклюшек.
  7. Обвязать верх будущей авоськи и концы ниток при этом спрятать в плетение.
  8. Ориентируясь на схему определить место будущих ручек.
  9. Зафиксировать в нижней части ручки.

Галерея: Вологодское кружево (25 фото)




















Как ткут вологодские кружева (видео)

Сколки вологодского кружева для начинающих

Сколок – это картина, которая представляет собой схему плетения. Именно на его основе и выплетается кружево.

Самый простой способ создания сколка – распечатать его на принтере. В дальнейшем нужно будет его прикрепить к картону и сверху наложить кальку. Благодаря таким манипуляциям удастся продлить срок его службы и сохранить изначальную белизну ниток.

Сколок обязательно должен быть выполнен в натуральную величину. Узор на нем изображен в виде точек и черточек. Дополнительно же рукодельница может прорисовать рисунок ходовой пары.

Точки на сколках указывают на места, в которых должны быть помещены булавки. Именно эти точки и используются в процессе плетения.

Создать кружевной шедевр без сколка попросту невозможно. Каждая кружевница бережно хранит каждый из них, чтобы передать потом по наследству. Для новичков же подойдут самые простые из них.

Создать кружевной шедевр без сколка попросту невозможно

Имитация вологодского кружева крючком: легкая схема

Техника выполнения вологодского кружева сложная и достаточно трудоемкая. Это и является главной причиной того, что многие вязальщицы боятся прибегать к плетению. Если же овладеть искусством вязания тесьмы крючком, то удастся создать не менее красивые изделия.

Ход работы:

  1. Сначала набирается девять воздушных петель.
  2. Во втором ряду провязывается четыре столбца с накидом.
  3. Делается для фестона пять воздушных петелек.
  4. После этого работа переворачивается и провязываются столбики над столбиками, набирается пять воздушных стежков для фестона.

Техника выполнения вологодского кружева сложная и достаточно трудоемкая

Во всех последующих рядах действия повторяются, благодаря чему и создается тесьма с двухсторонними фестонами.

Шарф из кружева своими руками

Легкий, элегантный шарфик-снуд из кружева сможет сшить даже неопытная рукодельница. Несмотря же на простоту изготовления, выглядит этот необычный аксессуар изящно, красиво и благородно. Благодаря сочетанию текстиля и кружева удается создать настоящий шедевр.

Легкий, элегантный шарфик-снуд из кружева сможет сшить даже неопытная рукодельница

Что необходимо:

  • отрез любой ткани;
  • кружево;
  • нитки;
  • ножницы;
  • иголка.

Ход работы:

  1. Из ткани и кружева вырезать одинаковые прямоугольники, длина которых должна составлять ровно метр, а ширина – шестьдесят сантиметров.
  2. Вырезанный из ткани прямоугольник выложить на рабочую поверхность лицевой стороной вверх.
  3. Сверху выложить кружево и закрепить сразу же булавками.
  4. Наметать со всех сторон заготовку.
  5. Чтобы создать трубу, сшить пару длинных сторон.
  6. Пару открытых концов изделия пришить друг к другу лицевыми сторонами, но оставить при этом маленькое отверстие.

Вывернуть шарф на изнаночную сторону и зашить оставшееся отверстие.

Вологодское кружево: история искусства

Появилось вологодское кружевоплетение еще в шестнадцатом веке, но переросло это искусство в промысел лишь в начале девятнадцатого века. Принято считать, что зародилось оно в Европе, а именно в Италии и Франции.

Подражая европейским мастерам, крепостные в окрестностях Вологды начали плести кружево лишь в 1820 году. Историками установлено, что в этот период кружевные производства располагались во всех крупных губерниях. Именно оттуда изделия регулярно поставлялись в столицу и Санкт-Петербург.

В начале XIX века такая фабрика была основана в селе Ковырино помещицей Засецкой. На ней крепостные и выплетали очень тонкое кружево, предназначенное для отделки белья и платьев.

Спустя время изготовлением кружев начали заниматься не только в мастерских, но и в домашних условиях. Именно в этот момент искусство и стало по-настоящему народным. Кружевницы начали выполнять работы, которые полностью удовлетворяли запросы широкого круга местных жителей.

Появилось вологодское кружевоплетение еще в шестнадцатом веке, но переросло это искусство в промысел лишь в начале девятнадцатого века

Если в конце девятнадцатого столетия вблизи Вологды насчитывалось всего четыре тысячи мастериц, то всего спустя двадцать лет их количество увеличилось в десять раз. Еще же через десятилетие была создана профессионально-техническая школа, в которой и обучали будущих мастериц этому искусству.

В тридцатом году двадцатого столетия в Вологодской губернии был создан даже кружевной союз, а спустя пять лет – художественная лаборатория при нем. В этот период на кружеве и появились изображения, полностью отражающие реалии советского времени. В шестидесятом году было основано и объединение кружевниц «Снежинка».

В 2010 году в Вологде был даже открыт Музей кружева. В нем представлено более пятисот предметов, благодаря которым каждый может узнать о том, как основался и развивался этот художественный промысел.

Техника намотки нитей на коклюшки: инструкция для начинающих

Плетение на коклюшках требует огромного терпения. Начинающим же рукодельницам прежде всего нужно освоить технику намотки ниток. Именно этот процесс будет основной тренировкой этого качества. Используются при этом парные коклюшки, на которые и наматывается нить.

Ход работы:

  1. Одну из пары коклюшек взять в правую руку, а в левую поместить нить.
  2. Прижать пальцем кончик нити к шейке коклюшки и сделать вокруг нее пару оборотов. Таким образом надежно зафиксировать нитку.
  3. После закрепления нити ее нужно намотать путем простого вращения. Обязательно придерживать нить, чтобы она распределялась равномерно по всей коклюшке.
  4. Намотать около трех метров нити и закрепить ее петелькой.
  5. Отмотать от мотка еще столько же нитки и только после этого ее нужно обрезать.
  6. Свободный кончик таким же образом намотать на вторую из пары коклюшек и зафиксировать петелькой.

Оставить между коклюшками около двадцати сантиметров свободной нити.

Имитация брюггского или вологодского кружева: вязание крючком (видео)