Одежда

Конный спорт. Учебник верховой езды. Прыжки на лошади. Работа над техникой преодоления препятствий Преодоление препятствий в конном спорте

Преодоление препятствий - относительно новый вид конного спорта. Природная прыгучесть лошади всегда использовалась кавалеристами и охотниками для преодоления препятствий. Первые официальные соревнования по преодолению препятствий состоялись в Дублине в 1864 году, но в программу Олимпийских игр вошли с 1912 года. Основы этого вида спорта были разработаны Фредерико Каприлли (1861 - 1907), итальянским экспертом по конному спорту, который ввел новую посадку, известную сейчас как посадка "наклонившись вперед", при которой всадник двигается вместе с лошадью.
Большинство лошадей в диком состоянии или на свободном выпасе с радостью прыгают. Этим доказывается, что они великолепные прыгуны от природы. Лошадям трудно прыгать, только когда им приходится нести вес на спине и одновременно сохранять устойчивость. Вот почему лошади и всаднику приходится работать вместе, как единому целому. К тому же, всаднику надо сделать так, чтобы его или ее вес был наименьшей помехой для лошади. Всадник также должен уметь "считывать" барьер, чтобы правильно подвести к нему лошадь. Некоторые всадники лучше других оценивают барьер, а некоторые лошади лучше других понимают, откуда начинать прыжок. Природный инстинкт прыгать следует развивать путем целенаправленного тренинга.


Снаряжение для преодоления препятствий
Для использования на конкуре разработано специальное снаряжение и упряжь.
Конкурное седло - позволяет всаднику сидеть, сильно наклонившись вперед. Стремена более короткие, чем у универсального седла. Конкурные седла обычно имеют деревянный ленчик с пружинами, обрезанные снизу крылья и высокую заднюю луку. Спереди крылья увеличены, и подшиты подушки для упора колена.
Хлыст - короткий и удобный, находится у всадника в руках на уровне плеча лошади, не мешая лошади прыгать. Хлысты, употребляемые для соревнований, не должны превышать 750 мм.

Защита конкурных лошадей
Ногавки и бинты надеваются на ноги лошадей, чтобы избежать травм при взятии препятствий или от случайных ударов копытами. Защитные ногавки изготавливаются из кожи, пенорезины, пластмассы или фетра. Они предохраняют пясти, запястья, скакательные и путовые суставы и сухожилия нижних частей ног. Засечные ногавки предохраняют лошадь от ударов себя копытами. Конкурные лошади часто ударяются путовыми суставами о препятствия. Во избежание травмы на венечных сухожилиях фиксируются кожаные ногавки (колокольчики). Засечные ногавки также предохраняют ноги, венечные сухожилия и передние ноги от ударов задними ногами. Лошади чаще всего ударяют себя на рыхлом и мягком грунте. Кожаные ногавки привязываются или пристегиваются к ногам, а сделанные из резины натягиваются на ноги, чтобы таким образом предохранить венечные сухожилия, путовые суставы и пястные кости.


Конкурная лошадь
Хорошими конкурными лошадьми могут быть лошади различных пород. Специальных стандартов не существует, хотя строение ног лошади очень важно. Они должны иметь длинные, прочные кости и сухожилия. Задняя часть должна быть округлой, сильной и мускулистой с твердыми суставами - именно отсюда берет начало прыгучесть. Лошадь с короткой спиной не годится для прыжков, так как амплитуда движений ограниченна, и лошади трудно брать препятствия. Хорошая конкурная лошадь должна идеально соответствовать всем этим требованиям. Знатоки понимают, что половина проблем при преодолении препятствий возникает из-за каких-либо физиологических недостатков лошади. Мышечные боли или растяжения, даже если внешне они не заметны, приводят к неудачам.


Наклонившись вперед
Лошадь должна уметь легко поддерживать равновесие при прыжках, то есть всаднику необходимо удерживать свой вес, по возможности, в одном положении, не натягивая повод. Только при достижении полного равновесия всадники могут правильно направлять лошадь. Самая посадка всадника во время прыжка - наклонившись вперед. Для принятия этого положения стремена необходимо укоротить, подняв их на два-три отверстия, чтобы колени прижались плотнее к седлу. Всадник при такой посадке наклоняет туловище слегка вперед и переносит вес через верхние части ног и колени на стремена. Металлические подножки располагаются на подошве стопы. Важно, чтобы каблуки были направлены вниз, обеспечивая правильное положение нижних частей ног. Плечи должны быть расслаблены, а предплечья - быть продолжением повода. Такая поза уменьшает тяжесть на спине лошади, тем самым ей легче сохранять равновесие.

Образование дуги
В середине прыжка лошадь сгибается, опуская голову и шею, и выгибает спину. При этом ее тело напоминает дугу. Широтный барьер с параллельными брусьями является идеальным препятствием, чтобы научить лошадь правильно сгибаться. Чем уже такой барьер, тем быстрее лошадь должна сгибаться.


Техника прыжка лошади
Фактически, прыжок является удлиненным скачком галопа. В достижении такого удлинения заключается секрет успешного прыжка. Техника выполнения прыжка подразделяется на технику движений передних ног, задних ног и головы/шеи. Передние ноги должны подниматься как можно выше и подбираться под живот. У некоторых лошадей пясть передних ног свисает, поэтому приходится прыгать еще выше, чтобы преодолеть барьер. Широко распространенной ошибкой при прыжке является то, что лошадь подбирает под себя задние ноги. В высшей точке прыжка лошадь должна вытянуться, но если она забудет об этом и задние ноги останутся подтянутыми к животу, то высоты прыжка окажется недостаточно для чистого преодоления препятствия. Движения лошади головой и шеей зависят от правильной формы спины.

Подход
К барьеру следует приближаться в постоянном темпе и ритме. Ногами необходимо посылать лошадь вперед, чтобы она не остановилась перед препятствием. Постарайтесь приближаться к препятствию, как можно более точно двигаясь по прямой, чтобы у лошади был наилучший баланс для прыжка. Скорость приближения к барьеру определяется его типом. Более широкий барьер требует более высокой скорости подхода. В момент, когда лошадь почти достигла точки отрыва от земли, всадник подает руки перед по шее, чтобы дать лошади простор для прыжка.


Отрыв
Вначале лошадь пригибает голову и шею, чтобы правильно определить расстояние. Затем в момент прыжка голова и шея поднимаются, а передние ноги подбираются под туловище. После этого тело поднимается, шея сжимается, а задние ноги отталкиваются от земли, чтобы произвести отрыв.
Во время отрыва всадник переносит вес тела вперед, следуя за движением лошади, поддерживая только легкий контакт со ртом лошади через повод, при этом руки движутся вместе с головой лошади. Это наиболее трудный этап прыжка. Всадник должен принять позу для прыжка точно в момент отрыва лошади от земли. Если принять такую позу преждевременно, передняя часть лошади будет перегружена и лошадь потеряет равновесие; если, наоборот, принять такую позу с опозданием, всадник отстанет от движения и потеряет всякий контакт со ртом лошади.

Момент зависания
В момент зависания все четыре ноги лошади находятся в отрыве от земли и она как бы зависает в воздухе. В этот момент холка лошади является наивысшей ее точкой. Прежде чем начнется спуск, лошадь должна быстро вернуть передние ноги в нужное положение. Зависание требует такой степени координации всех мышц, что всадник практически не может сыграть никакой роли. Любое натяжение повода не позволит лошади вытянуть шею, тем самым не оставив достаточного места в плечах для подбора передних ног под туловище. В короткий миг полета всадник подготавливается к приземлению. Для всадника важно смотреть вперед во время прыжка. Если он (она) смотрит вниз, то будет реагировать в каждой фазе прыжка с опозданием.

Приземление
При приземлении лошадь вытягивает передние ноги вперед, и, когда они коснутся земли, поднимает голову вверх, чтобы восстановить равновесие и подготовиться к удару от приземления задней части. Задние ноги приземляются почти на отпечатки копыт от передних ног, так как лошадь галопирует дальше. Всадник не должен откидываться в седле назад момент приземления. Когда приземлятся задние ноги, всадник должен немедленно послать лошадь вперед. Лошадь переносит вес с передних ног на задние в готовности к следующему барьеру. Даже если вы преодолеваете только один барьер, лучше позволить лошади нестись дальше после прыжка.


Уровень соревнований
Соревнования по конкуру проводятся на любом уровне от местных спортивных игр и детских соревнований на пони до международных. Соревнования имеют различный уровень сложности, так что всадник может нарабатывать мастерство, начиная с элементарного уровня до главных региональных соревнований, а затем и на национальных и международных турнирах, если он обладает талантом и владеет отличной лошадью. Стандарт маршрута изменяется в зависимости от уровня соревнований.

Гит
Гитом называется завершенное прохождение маршрута от старта до финиша. После завершения гита всеми участниками определяется порядок распределения мест.

Размер арены (поля)
По правилам ФЕИ (Международной федерации конного спорта), площадь открытой арены для конкура должна быть не меньше 3200 кв. м. Наименьшая сторона не должна быть менее 40 м.
Конкур для пони может проводиться на арене площадью не менее 2400 кв. м.
Площадь крытого конкурного манежа должна быть не менее 1200 кв. м с минимальной шириной 20 м.

Размеры площадки для разминки и тренировочного поля
Минимальный размер открытого тренировочного поля - 15 м х 35 м. На тренировочном поле должен располагаться, по меньшей мере, один высотный и один широтный барьер.

Колокол
Колокол предназначен для подачи сигналов участникам, например:
- следующему участнику подготовиться к выходу на площадку;
- дать сигнал начала выступления;
- остановить выступающего;
- дать участнику разрешение на продолжение выступления после его остановки;
- дисквалификация участника (длинный удар или 3 удара).
Если участник не остановился после сигнала об остановке, его могут дисквалифицировать. Возобновление выступления после остановки, не дожидаясь соответствующего сигнала, также приводит к дисквалификации.


Флажки
По краям барьера должны устанавливаться флажки. На широтном препятствии должно быть не менее двух красных и двух белых флажков. Участнику требуется всегда преодолевать препятствия так, чтобы белый флажок располагался слева, а красный - справа.

Время выступления
Часы начинают отсчет времени гита с момента пересечения всадником и лошадью стартовой линии до момента пересечения ими финишной черты.

"Перепрыжка"
Если два или более участников прошли гит чисто или с одинаковым количеством штрафных очков, все участники с одинаковым результатом должны повторно пройти маршрут, который обычно короче, но может иметь одно или два дополнительных препятствия. Всадник с меньшим количеством штрафных очков и меньшим временем, затраченным на прохождение маршрута перепрыжки, считается победителем.

Маршрут
Маршрутом называется дистанция, которую должен пройти участник от стартовой линии до финишного флажка. Препятствия на маршруте пронумерованы в обязательном порядке их преодоления, за исключением некоторых соревнований, где участник может сам выбирать маршрут.

Судьи
Соревнования по конкуру с составом участников, не превышающим 120 человек, судятся тремя судьями. Если за один день будет предположительно пройдено более 120 гитов, судей должно быть четыре, а при превышении цифры в 200 гитов жюри должно состоять не менее, чем из пяти судей. При наличии водного барьера должен выделяться дополнительный судья. Если количество гитов не превышает 50, достаточно двух судей.

Виды препятствий в конкуре


Одиночное препятствие
Одиночные препятствия подразделяются на два основных вида: широтное препятствие, например, оксер (барьер с низкой изгородью перед брусьями), и высотное препятствие.

Системы препятствий
Препятствия из двух и более элементов известны как системы. Тройная система является одним препятствием, но лошадь преодолевает его за три прыжка. Для обозначения составных частей системы используются буквы. Если лошадь отказалась от прыжка через одно из препятствий, требуется повторить всю систему.

Высотное препятствие
Высотное препятствие относится к одиночным препятствиям. Высотные препятствия представляют для лошади большую сложность, поскольку ей труднее определить расстояние до него. Для преодоления высотного препятствия лошадь должна быть более собранной и скакать медленнее. Точка отрыва расположена намного ближе к препятствию, чем при преодолении широтных препятствий, потому что лошадь должна набрать больше высоты для прыжка. Существует множество видов высотных препятствий: от стенки до препятствий, состоящих из одного ряда жердей. Существуют вертикальные препятствия с регулируемой высотой или дополнительными элементами для увеличения его высоты. Этот конноспортивный барьер аналогичен прыжку в высоту в легкой атлетике. В настоящее время он используется в состязаниях гораздо реже, чем раньше.


Стенка
Стенка является высотным препятствием, построенным из блоков. Трудность преодоления данного барьера заключается в том, что не видно места приземления.

Широтное препятствие
Широтное препятствие простирается еще и в горизонтальной плоскости, так что лошади требуется не только набрать высоту, но и прыгать на значительную ширину. Примерами широтного препятствия являются различного рода оксеры (с низкой изгородью перед брусьями) и тройники.

Джокер
Джокер - это трудный, но все же спортивный барьер. Нет установленного стандарта по устройству джокера, но он всегда отличается от других препятствий, например, наличием искривленного ствола дерева в своей конструкции. Такие препятствия часто помечаются карточным джокером, и в некоторых соревнованиях с итоговым подсчетом очков взятие барьера-джокера удваивает очки, набранные на предыдущем барьере.

Оксер
Оксер является широтным препятствием, заставляющим лошадь преодолевать определенную высоту и ширину. Если передние и задние брусья расположены на одной и той же высоте, то это - прямой оксер, но если последняя жердь барьера выше, то препятствие называется "постепенным" оксером. Препятствия, подъем которых идет постепенно со стороны отрыва или со стороны приземления, берутся лошадьми гораздо легче, чем параллельные, где лошади требуется преодолевать высоту и ширину препятствия на одном уровне. Даже если оксер состоит из нескольких элементов, он все равно считается одиночным препятствием, которое преодолевается одним прыжком.

Тройник
Тройник - это препятствие, в котором жерди и брусья постепенно становятся выше. Он преодолевается одним прыжком. Разновидностью тройника является "спина свиньи", в которой первая и третья жерди параллельны, а вторая расположена выше остальных, образуя вершину препятствия.


Канава с водой
Канава с водой входит в программу преодоления препятствий. Зеркало воды должно быть не шире 2-4 м и около 100-150 мм глубиной. Канава с водой может включаться в программу, только если верхний уровень воды соответствует уровню земли. На стороне отрыва может быть установлена планка, низкая стенка или кустарниковая изгородь высотой не более 500 мм. Сторона приземления должна быть отмечена планкой, изготовленной из дерева или подобного материала, желательно белого цвета, чтобы судья мог видеть, где лошадь оставила отпечаток своего копыта. Планка должна быть расположена по краю воды и жестко закреплена на земле.

Маркировочный брус на земле (подсказка)
Маркировочный брус - это четкая маркировка на уровне земли, которая видна как для лошади, так и для всадника. Важно, чтобы перед высотным препятствием располагалась хорошо различимая отметка, потому что за 4 м от барьера лошадь может видеть лишь его часть. Подсказка помогает лошади определить высоту прыжка и место отрыва.


Виды соревнований в конкуре


Классический конкур
Классический конкур предназначен для определения способностей лошади и всадника к преодолению препятствий. Если два и более всадника прошли гит чисто или с одинаковым количеством ошибок, результат определяется проведением одной, максимум двух перепрыжек. Во время перепрыжки наименьшее время с наименьшим количеством ошибок считается выигрышным.

Охотничий конкур
Здесь принципиальное значение имеют скорость и приемистость (умение маневрировать). При проектировании маршрутов таких соревнований основным учитываемым фактором является скорость. Любые ошибки при преодолении препятствий прибавляются к времени прохождения маршрута в виде штрафных секунд.

Конкур на мощность прыжка
Соревнования на мощность прыжка (пьюсанс) состоят из нескольких гитов, в течение которых всадники должны чисто пройти маршрут, чтобы попасть на следующий круг. После каждого гита препятствия делаются выше и, в целом, сложнее. К концу соревнований стенка может достигать 2,25 м. Обычно результаты подводятся после четвертого гита. Если после четырех гитов у нескольких всадников одинаковое количество очков, призовые деньги делятся между ними.


Конкур по возрастающей сложности
Конкур "по возрастающей сложности" проводится на маршруте с шестью, восемью или десятью препятствиями, которые постепенно усложняются. Степень сложности увеличивается не только за счет высоты или ширины препятствий, но также и схемой их расположения на маршруте. Очки присуждаются за каждое преодоленное препятствие: одно очко за первый барьер, два - за второй, три - за третий и т.д.

Соревнования по американской системе "до первой ошибки"
Конкур по американской системе проводится на время на маршруте средней сложности. Гит участника состязаний заканчивается при первой ошибке любого характера (повал, отказ лошади или падение).

Конкур-эстафета
В данном виде соревнований участвуют команды из двух или трех участников. В зависимости от программы состязаний члены команды могут заменять друг друга. Член команды, завершивший свой гит, больше выступать не может.

Соревнования на максимум баллов
Существует особый вид конкура "по возрастающей сложности", при котором за преодоленное препятствие присуждается определенное количество очков в зависимости от его сложности. Участнику дается определенное время - от 60 до 90 секунд - для преодоления любых препятствий по выбору, в любом порядке. Любой барьер можно преодолевать дважды.


"Выбери свой маршрут"
Другим видом соревнований "на максимум баллов" является состязание, во время которого участник обязан преодолеть все препятствия (не больше восьми), но участник сам определяет последовательность их взятия. Каждый барьер можно преодолеть лишь один раз.

"Туда и обратно"
Маршрут состоит из шести препятствий, которые надо преодолеть в обоих направлениях. Всадникам необходимо пройти круг дважды, вначале от первого барьера до шестого, затем в обратном направлении - от шестого до первого.

Конноспортивные шоу
Существуют соревнования, в которых участники оцениваются по следующим пунктам:
- Стиль поворотов и верховой езды: лошадь и всадника тщательно оценивают по качеству проведения поворота, состоянию упряжи, способу ознакомления с маршрутом, манере выхода лошади и всадника на поле, их остановке и отдаче поклона судьям. Лошадь и всадника также оценивают во время езды шагом и рысью на дистанции в 25 м.
- Манера прохождения маршрута.
- Посадка и осанка всадника.
- Сами прыжки.

Комбинированные соревнования (двоеборье)
Комбинированные соревнования являются проверкой базовых конноспортивных навыков, и включают относительно простой конкур и выездку. Они являются первым этапом соревнований на пути к участию в соревнованиях по конкуру, выездке или в конноспортивном многоборье, и называются "Тест Каприлли".


Лошадь преодолевает препятствия прыжком. Прыжки бывают: в ширину, в высоту, снизу вверх и сверху вниз.

При прыжке лошади через препятствие различают четыре момента: подход к препятствию, отталкивание лошади от земли и подъем на препятствие, подвисание над препятствием и опускание на землю после прыжка.

Для преодоления препятствий лошадь использует скорость движения и свою мускульную силу.

Основным аллюром движения лошади на прыжках является галоп. Небольшие препятствия могут преодолеваться на рыси, как правило, в прямом направлении.

При первоначальном обучении верховой езде преодолевать препятствия разрешается только на рыси, затем по мере подготовки всадника переходить к преодолению препятствий на галопе. Широкие и высокие препятствия преодолеваются на более резвых аллюрах.

Разнообразные препятствия уставных размеров - высотой 50-100 см и шириной до 3 м - преодолеваются всадником на специально оборудованном поле. Нормальной нагрузкой для всадника и лошади на первых уроках будет 5-6 прыжков, в дальнейшем эта нагрузка может быть увеличена до 10 прыжков. Такую нагрузку можно давать лошади 3-4 раза в неделю.

Для прыжка всадник должен подводить лошадь к препятствию с легким упором лошади на повод и в плотно прижатых шенкелях, а непосредственно перед препятствием дать ей возможность вытянуть шею, отдав для этого поводья, и сидеть в седле так, чтобы не мешать прыжку лошади.

Прыжок лошади будет легким, широким и настильным только в том случае, если всадник не помешает ей сохранить равновесие. Всадник перед препятствием должен отдать повод настолько, чтобы не потерять мягкой связи со ртом лошади, прекращая в то же время всякое движение шенкелями и корпусом. Всадник должен сидеть в седле спокойно, без напряжения и сохранять правильное положение своего корпуса во все моменты движения лошади через препятствие.

Разгорячившуюся лошадь всадник должен успокаивать голосом и лаской; не следует пускать ее на препятствие с большого разгона. В этом случае лучше сделать несколько вольтов вокруг препятствия либо вблизи него и затем, успокоив лошадь, совершить прыжок так, чтобы он оказался до некоторой степени неожиданным для лошади. В случае отказа лошади преодолеть препятствие необходимо снизить это препятствие и заставить лошадь преодолеть его, после чего огладить лошадь и дать ей отдых.

Наиболее распространенными недостатками у лошадей на прыжке обычно бывают обнос или закидка лошади с внезапной остановкой перед препятствием или обходом его стороной. Причиной этого обычно является нежелание лошади прыгать вследствие нерешительности или неправильного поведения самого всадника на лошади.

Если лошадь обносит вправо, всаднику следует набрать левый повод, усилить давление правого шенкеля, а затем резким нажатием обоих шенкелей послать ее вперед; если лошадь обносит влево, то в этом случае необходимо действовать поводьями и шенкелями наоборот. В случае упорного нежелания лошади прыгать через препятствие всадник должен подвести ее шагом к этому препятствию для ознакомления, а затем осадить на 10-12 шагов назад и вновь энергичным посылом шенкелей выслать лошадь на препятствие.

Нередко встречается прыжок лошади "козлом", когда она одновременно отталкивается всеми четырьмя ногами, то есть лошадь поднимается на препятствие круто вверх с некоторой задержкой перед препятствием. Это происходит чаще всего от преждевременного повышения препятствий, когда лошадь еще не вполне подготовлена к высоким прыжкам предварительными упражнениями, и, кроме того, от возможного "цука" - задержки повода самим всадником, то есть несвоевременной отдачи повода и отставания корпуса всадника.

Устранение этого крайне нежелательного явления достигается всадником путем возвращения лошади к прыжкам через клавиши и к преодолению широких, но невысоких препятствий. Вести на препятствие такую лошадь следует на большой скорости с энергичным посылом шенкелем, а при необходимости и хлыстом. Подводя такую лошадь к препятствию, всаднику следует всегда предвидеть возможность ее отказа сделать прыжок, поэтому он не должен допускать заминки лошади перед препятствием и энергично посылать ее вперед.

Часто наблюдаются такие недостатки у лошади, как зацеп препятствия передними или задними ногами, а также опускание лошади на землю сначала на задние ноги или одновременно на задние и передние ноги.

Первый недостаток происходит от небрежного прыжка лошади вследствие привычек, выработанных безнаказанностью сбивать падающие препятствия; второй зависит исключительно от неправильного управления всадника лошадью и дергания им поводом или неправильного положения корпуса всадника в момент прыжка.

Наиболее целесообразно преодолевать препятствия, имеющие прочно закрепленные жерди.

Моменты прыжка. Поведение всадника в момент преодоления препятствия имеет большое значение, оно тем больше, чем выше и шире препятствие. Чтобы уяснить сущность правила управления лошадью на высотном прыжке, необходимо рассмотреть механику его исполнения лошадью.

Для более удобного изучения прыжок лошади следует расчленить на следующие моменты: а) подход к препятствию, б) отталкивание (подъем на препятствие), в) подвисание, г) опускание на землю.

Подход к препятствию сопровождается энергичным действием задних ног с одновременным сокращением шеи и опусканием головы лошади, этим самым задняя часть корпуса подводится ближе к передней, что и обеспечивает накопление силы для броска корпуса лошади вверх. Одновременно выгибается и поясница, чтобы последующим выпрямлением увеличить бросок вверх и вперед. На последнем махе галопа лошадь подставляет задние ноги под перед и приближает их к передним ногам тем ближе, чем выше предстоит прыжок.

Увеличивая скорость движения, лошадь вместе с тем приноравливается к местности и отталкивается от земли в зависимости от размеров и характера препятствий. Однако это не всегда ей удается. Часто можно наблюдать, когда лошадь слишком рано и далеко отталкивается от препятствия или запаздывает произвести толчок, поднимаясь на препятствие чуть ли не под прямым углом. В первом случае у лошади может не хватить инерции для прыжка через широкое препятствие, во второму нее пропадает сила разгона; в такой обстановке лошадь часто цепляет за препятствие передними или задними ногами, либо "садится" на него всем корпусом.

Точный расчет прыжка с минимальной затратой энергии для его совершения вырабатывается хорошей подготовкой и длительной тренировкой лошади, а также умелым поведением всадника в момент прыжке лошади.

Отталкивание (подъем лошади на препятствие) состоит в разгибании ею всех углов задней части корпуса и выпрямлении поясницы. В этот момент лошадь передает всю тяжесть передней части корпуса на задние ноги и усиливает подъем его взмахом головы. Одновременно с выпрямлением задних ног и сильным отталкиванием от земли лошадь вытягивает вперед и вниз голову и шею, чтобы скорее переместить свой центр тяжести ближе к передней части корпуса (рис. 1).

Когда лошадь отталкивается от земли ногами, передняя часть ее корпуса посылается вперед и вверх на высоту, которая необходима для переноса туловища через препятствие; передние ноги подбираются, чтобы не задеть его. Угол подъема лошади будет тем больше, чем выше препятствие.

Подвисанием называется момент пребывания лошади в воздухе над препятствием, причем центр ее тяжести под действием сил движения и отталкивания перемещается по кривой линии (как бы по траектории) к передней части корпуса. Регулятором в этом случае является голова и шея, при помощи которых лошадь восстанавливает нарушенное равновесие и достигает правильного опускания на землю после прыжка. Когда передняя часть корпуса лошади находится над препятствием, лошадь опусканием головы вниз облегчит перенос своей задней части туловища через препятствие.

Без воздействия головы лошади ее позвоночник оставался бы параллельным углу подъема и лошадь опустилась бы сначала не на передние, а на задние ноги, что и происходит в том случае, когда всадник затягивает повод и откидывает назад свой корпус на прыжке, препятствуя свободному действию головы лошади.

Передние ноги лошади в момент подвисания согнуты до предела в запястном и путовом суставах так, что копыта почти соприкасаются с локтевыми суставами; задние ноги сгибаются под прямым углом в коленном, скакательном и путовом суставах (рис. 2).

Опускание. При опускании лошадь сначала опирается на вытянутую переднюю ногу, которая и принимает на себя всю тяжесть ее корпуса, а затем она подставляет вторую переднюю и задние ноги. В момент приземления важнейшую роль играют голова и шея лошади: взмахом головой кверху она значительно смягчает толчок о землю передних ног и способствует перенесению центра тяжести назад. Обычно лошадь сначала ставит на землю ту переднюю ногу, с которой она идет галопом на препятствие (рис. 3).

На выставление той или иной передней ноги вперед при опускании на землю после прыжка влияют различные причины, как, например, потеря лошадью равновесия при подвисании над препятствием, болезненное состояние какой-либо ноги или слабость плеча, а также неправильное смещение корпуса всадником и др.

Во время прыжка лошади изменяется положение центра тяжести ее корпуса, причем в какую-нибудь секунду времени лошадь должна несколько раз восстановить свое равновесие.

Так, при подходе к препятствию она имеет центр тяжести ближе к передней части корпуса, в момент подъема на препятствие передает его ближе к задней части корпуса, при отталкивании посылает массу своего веса вперед; в подвисании тяжесть распределена равномерно, а при опускании на землю тяжесть падает сначала на передние ноги и затем передается на подведенные задние ноги.

При всех перемещениях центра тяжести на прыжке главную роль играют голова и шея лошади, являющиеся важнейшими средствами сохранения ее равновесия.

Во все моменты прыжка всадник должен принимать такую посадку, которая в наибольшей степени облегчала бы работу передней или задней части корпуса лошади. Это достигается в процессе продолжительной тренировки в прыжках всадника на лошади через препятствия.

Положение всадника при прыжке лошади. Первый момент прыжка (подход к препятствию) начинается тогда, когда всадник направит лошадь на препятствие, и заканчивается последним темпом ее перед подъемом на препятствие. Во время подхода к препятствию всадник регулирует темп движения лошади в соответствии с размером препятствия, предоставляя возможность лошади правильно выбрать место отталкивания перед препятствием и не мешая ей рассчитать прыжок.

При подходе к препятствию всадник должен глубоко и прочно сидеть в седле, подав слегка корпус вперед от поясницы и сохраняя при этом упор на колени и стремена. Голова держится прямо, и взгляд направлен на препятствие с целью всесторонней его оценки.

Перед самым препятствием всадник усиливает действие шенкелей, подает немного корпус вперед и готовит отдачу повода, направляя лошадь на центр препятствия, и тем самым предупреждает закидку или обнос лошади (рис. 4).

Второй момент прыжка (отталкивание) является решающим. В этот момент на последнем темпе галопа лошадь делает наибольшее напряжение сил. Она опускает голову, вытягивает шею и подбирает под себя задние ноги для того, чтобы со всей силой оттолкнуться ими для подъема вверх и вперед при помощи энергичного взмаха головой и шеей.

В этот ответственный момент всадник сосредотачивает внимание на том, чтобы не отстать своим корпусом от лошади и не затруднить ей подъем излишним натяжением поводьев, что ограничивает взмах головы. Так как подъем лошади на высокое препятствие приближается к вертикальной линии, то в этот момент корпус всадника должен быть подан вперед. Сохраняя упор на колени и стремена в максимальной степени, всадник совмещает свой центр тяжести с центром тяжести лошади.

Вытягивание головы лошади всадник сопровождает подачей рук с поводьями вперед и вниз по ее шее, не допуская при этом подбрасывания их кверху и разворачивания локтей в стороны. На высотном прыжке всадник подает свой корпус от поясницы вперед, опирается на колени и делает больше упор на стремена, нагибаясь корпусом к шее лошади, прогибая поясницу вперед, не смещая колен вверх.

Такая посадка всадника на лошади при прыжке в большой мере облегчает работу задней части ее корпуса и обеспечивает свободный прогиб поясницы лошади (рис. 5).

В момент прыжка нельзя становиться на стремена, так как это ослабляет посадку и может привести к тому, что всадник окажется вышебленным из седла. В третий момент прыжка (подвисание) лошадь принимает горизонтальное положение и находится над препятствием с подобранными к туловищу ногами, опущенной головой и выгнутой поясницей. Всадник, чтобы не задержать поступательного движения лошади вперед, в это время продолжает держать корпус поданным вперед над холкой лошади, причем руки с поводьями опущены вниз по шее, а шенкеля прижаты к бокам лошади с оттянутыми вниз каблуками (рис. 6). Мастерство поведения всадника в этот момент прыжка должно состоять в том, чтобы, сохраняя равновесие и абсолютно спокойное положение на лошади, способствовать ее прыжку через препятствие. В четвертый момент прыжка (опускание) лошадь опускается на землю сначала на одну прямую переднюю ногу, потом на другую, а затем на задние ноги с подставлением их под корпус вблизи передних ног. Чем выше прыжок, тем больше сила падения на передние ноги, что вызывает болезненное ощущение у лошади (рис. 7).

Поведение всадника в этот момент должно в максимальной степени облегчить правильное приземление лошади без нарушения ее равновесия и преждевременного перемещения центра тяжести назад. При опускании лошадь чутко реагирует на потерю равновесия всадником и выправляет его головой и выставлением вперед одной из передних ног. В этом случае особенно вредно сказывается на лошади откидывание корпуса всадника назад, что вызывает толчок его в седло, болезненно отражающийся на спине лошади. Впоследствии лошадь неохотно идет на препятствия.

В момент опускания лошади на землю и до соприкосновения с землей задних ног лошади корпус всадника должен находиться в спокойном состоянии над холкой, выпрямляет всадник свой корпус только при возобновлении движения лошади после прыжка.

Таким образом, в начале прыжка главная нагрузка падает на задние ноги лошади, а при окончании вся тяжесть нагрузки лошади ложится на передние ноги. Вот почему грузные лошади со слабыми ногами сопротивляются или совсем отказываются преодолевать высокие препятствия, а хорошо прыгающие лошади при неправильной работе и злоупотреблении в преодолении высоких препятствий быстро разбивают передние ноги.

Наряду с большой затратой энергии лошадью прыжок требует также и от всадника большой силы, мужества и самообладания, особенно в тот момент, когда лошадь подходит к препятствию. На препятствие всадник должен идти смело и уверенно с непреклонной решимостью перепрыгнуть через него, не забывая при этом, что боязнь или нервозность всадника нарушает посадку и управление, сказывается неблагоприятно на лошади, и она будет стремиться уклониться от прыжка.

Вместе с тем нельзя предъявлять к лошади непосильные требования и заставлять ее прыгать через такие препятствия, которые она не в состоянии преодолеть без соответствующей подготовки. Нечего и говорить, что физические недостатки самой лошади в виде плохого зрения, слабости поясницы и передних ног, пороков копыта и т. п. вообще исключают возможность к преодолению высоких препятствий.

В. ЛОБАЧЕВ

Прочитал сам,

Только скачка на коне позволяет, не отрываясь от земли, ощущать счастье полета.

А теперь поговорим, на мой взгляд, о главном. Как же все-таки ездить верхом? Существуют ли какие-то общие, простые правила, которые помогли бы начинающему всаднику хотя бы на первых порах? Должен вас огорчить, что, по всей вероятности, таковых нет. Конечно же, есть подробные описания, как нужно сидеть правильно в седле, как работать поводом, и т.д. Но все это написано для выезженных лошадей, то есть лошадей, постоянно находящихся в работе в профессиональных руках. Когда же лошадь находится в разных руках, да еще неумелых, то, когда садишься на нее, нужно сначала применять такие приемы езды, которые дали бы возможность с наименьшими усилиями, с наименьшим риском познакомиться с лошадью (имеется в виду -узнать ее самочувствие, настроение на данный момент), найти с ней общий язык и привести ее в состояние, называемое «лошадь в поводу».

Расскажу теперь о том, как действую я. Постараюсь свои действия обосновать выдержками из литературы. Но хочу сразу предупредить, что ни в коей мере не считаю свое мнение истиной в последней инстанции, то есть призываю читателя ко всему подходить критически.

Итак, в начале проездки я «предоставляю лошадь самой себе», то есть разрешаю ей идти любым аллюром, каким ей хочется. Как правило - это шаг. Но иногда, если лошадь «горячая» или до этого несколько дней не работала, ей, естественно, хочется побегать, и она с места начинает бежать: рысить, идти рысью, а от избытка энергии может перейти и на галоп. Не нужно этого пугаться и не нужно с этим бороться, так как это получится борьба с «природой лошади». Этим мы чаще всего добьемся не подчинения, а, наоборот, возмущенного протеста. Но при этом мы должны уверенно сидеть в седле, как можно более загружая зад лошади (это естественно на шагу), и все время контролируя лошадь поводом. Какие нужны для этого конкретные действия?

Как только сели в седло, нужно сразу подобрать повод (только путем перебора пальцами, а не перехватывая) таким образом, чтобы он был одновременно и максимально коротким, и в тоже время не был бы натянутым, то есть чтобы лошадь его не чувствовала первоначально. Для этого набираем повод до тех пор, пока руки не окажутся у шеи лошади. Это получится, если последняя держит голову достаточно высоко. В противном случае, воздействуя на рот то одним, то другим поводом, как бы «играя», нужно заставить лошадь поднять голову. Подобрав, таким образом, повод, мы получим ситуацию, когда «лошадь у пас в руках» и в то же время она этого ощущать не будет до поры до времени.

Дальше, в начале проездки все время стараемся держать руки (кисти) у шеи, минимально воздействуя на рот, чтобы дать лошади привыкнуть к трензелю, размять рот. Если лошадь переходит с шага на рысь, то, чтобы минимально воздействовать па рот, кисти рук должны практически слегка прижиматься к шее и повод не должен быть натянутым. Мы помним, что голова лошади у нас остается поднятой, она не чувствует при этом воздействия повода и поэтому быстро успокаивается и переходит па шаг.

Если же лошадь попытается рвануть, то она неизбежно сама и, это самое главное, именно сама нарвется на железо, на повод и, естественно, придаст своей голове первоначальное положение, то есть поднимет ее, а морду опустит, а это будет означать, что она отказалась от увеличения скорости движения.

Все это вам, я надеюсь, понятно, ведь вы помните физиологию верховой езды, описанную в части 1. Напомню: чтобы лошадь могла увеличить скорость движения, ей необходимо вытянуть вперед шею (то есть голова опускается, а морда направляется вперед). При этом усиливается толчок задних ног, а значит, и увеличивается скорость движения.

В чем же еще преимущества такого расположения рук у шеи лошади? А в том, что мы имеем дополнительную точку опоры. Опираясь о шею лошади кистями рук с набранным в них, по не натянутым поводом (слегка провисшим), мы, практически не воздействуя на рот лошади, в то же время контролируем ее и имеем устойчивое положение при езде спокойным, ровным галопом (кентером).

Действия наши практически такие же, как и ранее описанные, но с небольшими нюансами. Если лошадь увеличивает скорость (в то же время вы не чувствуете натяжения повода), нужно, держа руки у шеи, слегка их опустить вниз, при этом вы почувствуете, что повод натянулся и дальше нужно кистями рук (именно только кистями) попеременно воздействовать на углы рта лошади. Этого часто бывает достаточно, чтобы она сбросила скорость.

Иногда бывает по-другому, то есть скорость не только не сбрасывается, а еще и увеличивается. При этом, как правило, мы начинаем чувствовать более сильный упор на повод. Тогда нам нужно, пропуская повод между пальцами, дать его столько, сколько лошадь его хочет, то есть лишить ее этого упора. Как правило, это приводит к уменьшению скорости, тогда путем перебора пальцами рук мы подбираем повод и занимаем первоначальное положение.

Но бывает, хотя и очень редко, что и этих наших действий недостаточно. Тогда, несмотря на, казалось бы, большую скорость, нужно максимально отдать повод, бросить его и сесть в седле как можно глубже, выпрямив туловище и слегка откинув плечи назад, после чего, подняв кисти рук кверху, начать подбирать повод, попеременно воздействуя на углы рта лошади, опять как бы играя с ней, заставить ее поднять голову. При этом неизбежно на 100% скорость упадет. Помните? Это опять же физиология: при высоко поднятой голове у лошади увеличивается тонус мышц разгибателей передних конечностей, т.е. толчок при движении будет направлен вверх.

Вот и все! Казалось бы, как просто. Но за кажущейся простотой стоит огромная работа. Помните, из биографии Д. Филлиса, какой непростой путь он прошел, прежде чем в какой-то мере овладел искусством верховой езды. Я считаю, что многих людей верховая езда привлекает и такой своей гранью, что никогда нельзя сказать: «Вот и все, я вес постиг, для меня больше пет тайн». К сожалению или к радости, это не так. Каждая новая проездка верхом открывает что-то повое, и пет этому предела, а значит, и не иссякает и не иссякнет наш интерес к верховой езде.

Извините, опять я отвлекся. Вот обещанные выдержки из книги Д.Филлиса: «Главное условие, для того чтобы лошадь не противилась, и заключается в том, чтобы сразу от нее ничего не требовать. Если лошадь опускает шею едва заметными толчками трензеля снизу вверх (отнюдь не спереди назад), подымаю ее. Советую принять за правило, что от лошади никогда не должно требовать нескольких вещей за раз так как лошадь непременно запутается, не будет понимать и не будет в состоянии понять, что от нее требуют, а всадник может принять это непонимание за отказ.

Не следует приписывать тугости рта сопротивление лошади поводу, происходящее от постава ее головы. Всякая лошадь при опущенной вниз голове будет лежать па переду, следовательно, будет туга и ртом, но если поднять ей перед и уравновесить ее, она может оказаться и не тугоуздой. Во всяком случае, о рте лошади можно сказать, туг он или мягок, только тогда, когда он проявляется тем или другим, когда лошадь идет с поднятой головой».

Немного отвлечемся, но все же приведем отрывок оттуда же о правильном «поставе» лошади на повод: «Если работа затылка (прямое сгибание) по указанному способу произведена правильно и умело, то лошадь должна принять следующую постановку: перед ее будет поднят (конец носа будет на высоте холки); согнутая в затылке, голова будет опущена так, что ось ее будет немного переходит вперед за отвес; рот будет свободен и разжат (лошадь будет слегка перед рукой, то есть будет идти на повод).

Идти в поводу в руке - значит поступательную силу, развиваемую задними конечностями, принимать на сдающий затылок, и нужную для равновесия массы долю этой силы направлять обратно назад. Мы дошли до сущности езды. Задние конечности, подводясь под центр тяжести лошади, гонят перед ее вверх, отчего масса ее держится в равновесии. Поступательная инерция массы останавливается во рту лошади на грызле, то есть на оконечности колена рычага (отдача его идет, усиливаясь спереди назад). От этой точки рука всадника, приняв эту силу, долю ее, потребную для поддержки равновесия массы, отдает назад, на задние конечности. Конечности эти новым толчком опять шлют массу на перед и так постоянно.

В таком положении лошадь действительно в поводу, в руке, но мне этого мало. Мне нужно, чтобы лошадь была не только в руке, но и «на руке», то есть, чтобы лошадь, идя со сданным затылком, время от времени прикасалась к грызлу и тем всегда находилась бы в общении с рукой всадника. (Если лошадь лежит на поводу, то она не в поводу, а перед поводом. Когда лошадь начинает затягивать, я энергичными шенкелями бросаю лошадь вперед и ставлю ее в повод посылом). Идя по этому пути, лошадь наконец достигнет того, что не только будет идти на повод, но «подниматься на него». Под этим я подразумеваю то, что под воздействием шенкелей лошадь так далеко и смело подводит под центр тяжести задние конечности, что развитый ими в высшей степени посыл не только будет гнать, но устремлять массу лошади на грызло. В таком положении лошадь будет идти не только в поводу, но в высшем его проявлении, т.е. в сборе. Когда лошадь идет в сборе, поводья должны быть натянуты настолько слабо, чтобы нисколько не задерживать посыла, но вместе с тем настолько чувствительно, чтобы соприкосновение руки всадника с железом не прекращалось, чтобы посыл мог беспрепятственно доходить до руки его и ею мог бы быть направлен по желанию. При таком поставе перед лошади очень поднят, идет она передними ногами очень высоко: термин «идти вверх на повод, подниматься на повод», совершенно подходит к данному случаю.

Не всякая лошадь может дать сбор, т.е. высшую степень повода, но всякая лошадь может и должна идти в хорошем равновесии, т.е. в поводу, для какой бы службы она ни назначалась.

Большинство думают, что повод нужен только для красоты. Действительно, лошадь, идущая в поводу, выигрывает в представительности, но красота при этом играет последнюю роль. Поводом держится лошадь в равновесии, отчего она может на всяких алигорах исполнять все движения, которые от нее потребуют, легко, без усилий, не утомляясь. Равновесие сохраняет лошадь в тяжелой работе, которую ей приходится нести, предохраняет ее от прежде-временного разрушения, так как каждой части ее тела приходится работать столько, сколько нужно.

Да не подумает кто-нибудь, что советую всегда и везде - на прогулках, на отдыхе, при атаке или в походных движениях следовало вести лошадь в поводу. Напротив, я враг не только того, чтобы постоянно, но даже более или менее продолжительное время держать лошадь в этом положении. Я настаиваю только на том, что надо знать и уметь взять на повод лошадь на всяком аллюре, но брать ее следует только тогда, когда нужно и на время которое нужно. Уменье взять лошадь на повод, особенно необходимо в трудные минуты, например, когда лошадь готовится к какому-нибудь отказу, или от лени, усталости, или по какой-либо другой причине, начинает колебаться, становится нерешительной, распускается, расстраивается. Взяв в таком случае лошадь па повод, всадник приводит ее в равновесие, а равновесие всегда бывает кстати.

Всякая лошадь подходящего склада может и должна идти в поводу. Лошадь, склад которой более близок к совершенству, может дать и сбор».


Преодоление препятствий (конкур - иппик)

Современные условия крупнейших соревнований по преодолению препятствий требуют от спортсменов не только высокого спортивного мастерства, отличной физической подготовки и достаточных технических навыков, но и волевой закалки. Всадник может выступать только на хорошо подготовленной лошади, так как препятствия в современных конкурах достигают высоты 160-200 см и более. Чтобы прыгнуть через такое препятствие, лошадь должна иметь доведенный до акробатизма прыжок (соревнования па мощность, охотничий конкур и т. д.).

Согласно существующим правилам, соревнования проводятся по классам, для каждого из которых определены количество прыжков и размеры препятствий (табл. 45).

Соревнования по преодолению препятствий имеют различные условия проведения. На одних соревнованиях устанавливают обязательный маршрут, а победителя определяют по наименьшему количеству штрафных очков и только в случае равенства результатов допускают перепрыжку с повышением высоты отдельных препятствий.

В других случаях первенство присуждают спортсмену, прошедшему маршрут резвее других (при одинаковых результатах по штрафным очкам).

Очень интересны соревнования на мощность прыжка, которые проводят в несколько гитов. В каждом следующем гите препятствия повышают и соревнования продолжают только спортсмены, добившиеся лучших результатов. Высота препятствий в последнем гите иногда достигает 220 см.

На крупных международных соревнованиях, в том числе на Олимпийских играх, а также на чемпионатах СССР обязательно включают в программу двухгитовые командные соревнования. У нас они называются Кубок СССР, в мировом спорте - Кубок наций, а на Олимпийских играх - Большой Олимпийский приз по преодолению препятствий. В этих соревнованиях каждый участник команды должен дважды пройти маршрут, на котором установлено 13-14 препятствий высотой до 160 см, шириной до 250 см, ширина же канавы достигает 5 м.

В соревнованиях по преодолению препятствий за ошибки всаднику начисляют штрафные очки: за отказ лошади от прыжка первый раз 3 очка, второй - 6, а третий раз - его исключают из соревнований; за разрушение препятствий или попадание ногами в канаву - 4 очка, а за падение - 8 очков.

В ряде случаев проводятся так называемые скоростные конкуры, в которых победителем признается спортсмен, показавший лучшее время. Однако за разрушение препятствий ему начисляется штрафное время, определяемое специальной шкалой, в зависимости от количества препятствий и длины маршрута. Первые два отказа лошади от прыжка и падения не штрафуются, так как эти ошибки сами по себе ведут к потере драгоценных секунд; при третьем отказе лошади от прыжка спортсмен исключается из соревнований.

Скоростные конкуры могут проводиться по обязательному маршруту или выбор его предоставляется спортсмену с условием преодоления всех препятствий, находящихся на конкурном поле.

В отдельных соревнованиях результаты оценивают в положительных баллах, которые начисляют за преодоление каждого препятствия. Маршрут может быть установлен обязательный или произвольный.

При произвольном маршруте (по выбору) всадник имеет право выбора препятствий. За преодоление препятствий начисляется разное количество баллов - чем труднее препятствие, тем больше баллов может заработать всадник. При разрушении препятствия баллы за него не начисляются. Всадник не штрафуется при первых двух отказах лошади от прыжка и падении. Третий отказ ведет к исключению из соревнования.

Прыжок лошади . Прыжок лошади через препятствие - это координированный сложный двигательный акт, развитый и усовершенствованный в процессе тренировки. Прыжок состоит из нескольких элементов, объединенных в единое движение. Чтобы проанализировать весь прыжок, его условно разбивают на четыре взаимосвязанные фазы: подготовительная, отталкивание, полет, приземление.

Подготовительная фаза - разбег . Разбег перед прыжком обычно бывает на галопе. Важным элементом подготовительной фазы следует считать последний темп галопа перед прыжком, когда передние конечности лошади ставятся в точку отталкивания и принимают на себя всю тяжесть тела. В этой фазе лошадь резко опускает голову и шею вниз, что в дальнейшем способствует большей эффективности прыжка.

Фаза отталкивания . Фаза отталкивания начинается со взмаха опущенных в предшествующей фазе головы и шеи, что с одновременным толчком передних конечностей позволяет приподняться над землей передней части туловища лошади. Одновременно с этим происходит сгибание задних конечностей. Затем поставленные на место толчка задние конечности резко выпрямляются в скакательном и тазобедренном суставах, благодаря чему лошадь отталкивается и отрывается от земли вверх и вперед. Лошадь при этом вытягивает вперед шею и голову, вследствие чего центр тяжести перемещается на переднюю часть тела.

Фаза полета (подвисание). В этой фазе лошадь как бы пролетает над препятствием. Успешный прыжок во многом зависит от силы толчка и возможно большего сгибания ног в момент подвисания. Передние ноги лошадь начинает сгибать еще в фазе отталкивания и полностью сгибает их в момент отрыва от земли. К концу фазы полета происходит выпрямление передних ног и сгибание задних, которые как раз в это время проходят над препятствием.

Фаза приземления . При приземлении лошадь касается земли передней ногой. Чтобы снизить нагрузку на передние конечности, происходит резкое рефлекторное компенсирующее движение головы и шеи лошади вверх. Этой фазой завершается прыжок, и лошадь продолжает обычное движение вперед.

Посадка всадника . При прыжках важное значение имеют согласованные движения корпуса всадника с изменением положения туловища и центра тяжести лошади, способствующие чистоте преодоления препятствий.

Во время галопа (разбега) всадник должен полусидеть в седле, крепко опираясь па колени. Корпус его наклонен вперед, поясница слегка прогнута, а колени несколько поданы вперед и вниз. Стремя следует держать на широкой части ступни и несколько наискось так, чтобы тяжесть всадника приходилась на основание большого пальца. Ступни должны быть слегка вывернуты наружу, пятки _ ниже носка. Голеностопный и коленный суставы амортизируют толчки. Посадка должна быть гибкой и мягкой. При приближении к препятствию всадник сохраняет эту посадку. Перед отталкиванием возможна лишь незначительная подача корпуса и коленных суставов вперед. В фазе отталкивания, когда происходит изменение скорости и направления движения, всадник сильно наклоняет свой корпус, сгибаясь в тазобедренных суставах, стремясь приблизиться к гребню шеи лошади. Это положение всадника создает благоприятные условия для сохранения равновесия и наибольшей эффективности отталкивающего усилия лошади. Руки разгибаются в локтях и подаются вместе с поводом вперед по шее лошади. Сильно согнутое положение всадник сохраняет и в фазе полета.

На приземлении всадник выпрямляет корпус. При этом разгибаются тазобедренные суставы, и всадник садится в седло.

Рациональной посадке всадника па прыжке во многом способствует специальная конструкция седла, применяемого для преодоления препятствий.

Управление лошадью . При преодолении препятствий большое значение имеет правильное управление лошадью.


Схема маршрута по преодолению препятствий в конкуре "Большой Олимпийский приз" (Рим, 1960 г.)

На дистанции конкура всадник должен сохранить необходимый темп и ритм движения в зависимости от характера препятствий. Лошадь всегда нужно подводить к препятствию под прямым углом, наиболее удобным для прыжка. Если необходимо, то перед препятствием надо убыстрить темп движения лошади, что обеспечит более мощное отталкивание и максимальное использование силы инерции. Знание техники прыжка лошади и посадки всадника необходимо для подготовки к соревнованиям по конкурам.

Подготовка лошади к соревнованиям по преодолению препятствий . Чтобы подготовить конкурную лошадь высокого класса, требуется систематическая тщательная ее подготовка с раннего возраста. Помимо общего физического развития и здоровья, важное значение имеет выездка, выработка правильной техники прыжка и спокойного движения по маршруту. Даже одно занятие, проведенное с перегрузкой лошади и с неправильным воздействием на ее нервную систему, может на долгое время затормозить подготовку, а иногда и вообще испортить лошадь.

С полутора до трех лет лошадь проходит предварительную подготовку в процессе заводского тренинга. Специальная подготовка и напрыгивание лошади начинается с 3-3 1 / 2 лет. Вне зависимости от степени предварительной подготовленности лошади с начала этого периода надо применять работу на корде. Когда лошадь научится хорошо и свободно ходить на корде, надо положить на землю жердь и добиться, чтобы лошадь спокойно переходила через нее шагом и рысью. Затем на вольту, по которому ходит лошадь, кладут 2-4 жерди примерно на равных расстояниях. Когда лошадь совершенно спокойно перешагивает через них, упражнение можно усложнить, подняв жерди на 25-30 см.

До того как приступить к напрыгиванию лошади под всадником, лошадь должна пройти элементарную выездку (2-3 месяца) и научиться двигаться вперед от воздействия шенкеля, сокращать и прибавлять движения, останавливаться, непринужденно выполнять повороты и заезды. Только после этого параллельно с совершенствованием выездки можно начинать подготовительные упражнения к преодолению препятствий.

Обязательное условие выезженности лошади - ее спокойный подход к препятствию. Кроме общепринятых методов выездки, в этом помогают езда между препятствиями на шагу, рыси и галопе, частые изменения направления, а для некоторых лошадей - вольты перед препятствием (не ближе 5-6 м), остановки перед препятствием (не ближе 5-6 м), осаживания.

Учитывая, что в выездке конкурной лошади есть своя специфика, отличная от выездки лошадей, предназначенных для высшей школы, можно несколько свободнее пользоваться всякого рода приспособлениями (шпрунты, развязки, резинки, шамбоны).

До тех пор, пока лошадь совершенно легко и свободно не станет преодолевать препятствия определенной высоты и сочетаний, нельзя переходить к более сложным. Важный момент тренировки - преодоление клавишей и систем. Начинать работу на них надо с удобных для данной лошади расстояний. Постепенно эти расстояния надо привести к среднему размеру; один темп - 3,5 м, два темпа - 7, три темпа - 10,5 м. Когда лошадь освоила эти "стандартные" нормы, надо начать их разнообразить, несколько уменьшая или увеличивая расстояния. В первое время не следует менять эти расстояния очень часто, надо, чтобы лошадь освоилась с техникой прыжка на данной дистанции.

Для тренировки лошадей с настильным прыжком расстояние между препятствиями в клавишах и системах сокращают, а для лошадей с крутой траекторией прыжка, наоборот, это расстояние удлиняют.

В дальнейшем надо усложнять условия прыжка. Для этого повышают одиночные клавиши до 80 см, а некоторым лошадям и до 90 см, а спаренные - до 70-80 см при ширине их 80-90 см. Вместе с тем надо прыгать с рыси через различные одиночные препятствия этой высоты.

В зависимости от степени освоения преодоления препятствий на рыси можно перейти на преодоление на галопе сначала одиночных препятствий, а потом и серии. Можно рекомендовать напрыгивание по маршруту, где 3 препятствия прыгать с шага, 3-4 - с рыси и несколько - с галопа.

В конце первого года обучения надо дать лошади месяц активного отдыха без прыжков. Самое лучшее - предоставить лошади леваду с хорошей травой.

На втором году надо больше прыгать через препятствия из неудобных для лошади положений, подходя к препятствию под острым углом, с коротким выходом на препятствие и с поворота, в неудобных сочетаниях, чтобы всесторонне подготовить лошадь к разным неожиданностям.

В качестве примера приводим нагрузку на лошадь и распределение времени во втором году обучения. День занятий без прыжков: шаг - 10-15 минут, рысь - 12-15, шаг - 5, работа по выездке- 40-45, шаг - 5, галоп - 8-10, рысь - 5, шаг- 15-20 минут, всего 1 час 40 мин.- 2 часа. В дни напрыгивания: шаг - 10 минут, рысь -10- 15, шаг - 5, разминка и выездка - 30, преодоление препятствий 35-40, шаг - 15-20 минут. Всего около двух часов. После прыжков желательно сделать реприз рыси 5-8 минут.

Начиная с третьего года годичный цикл должен быть разбит по периодам - подготовительный, основной (период соревнований) и переходный. Например, ноябрь - май - подготовительный, июнь - сентябрь - основной, октябрь - переходный.

Продолжительность этих периодов может несколько меняться в зависимости от условий.

Большое значение приобретает рациональное распределение нагрузок по отдельным этапам и периодам подготовки. При этом наиболее важно планировать недельные циклы подготовки. При составлении годового плана необходимо учитывать участие не только в летних, но и в зимних состязаниях, условия которых также весьма сложны.

Каждое состязание требует дифференцированной специальной подготовки. В связи с этим необходимо разбить годовой тренировочный процесс на своего рода микроциклы. Тренировочные нагрузки, составленные по микроциклам с учетом времени проведения основных состязаний и их условий (размеры манежа или конкурного поля, высота препятствий и т. д.), приближают работу с лошадью к конкретной обстановке этих состязаний, заставляют искать новые формы и приемы подготовки конкурных лошадей. После каждого состязания лошадь на некоторое время (8- 10 дней) освобождают от тренировочных прыжков для поддержания надлежащей спортивной формы в течение всего сезона состязаний.

Целевая направленность занятий должна предусматривать наряду с отработкой упражнений по совершенствованию техники прыжка также общую физическую подготовку лошади. Повышение объема и интенсивности нагрузок в процессе тренинга следует применять в зависимости от состояния лошади и уровня квалификации спортсмена.

Первостепенное значение имеет разминка перед прыжками и в особенности перед соревнованиями. Надо помнить, что условия соревнований не всегда позволяют сделать длительную разминку лошади. Иногда всадник выступает на двух или трех лошадях с незначительным перерывом и также лишен возможности как следует "размять" лошадь. Поэтому каждый всадник и тренер должны знать точную дозу разминки как по нагрузке, так и по количеству и сложности прыжков для данной лошади. Для этого в период тренировки во время напрыгивания следует периодически (обычно по субботам) разминать лошадь точно так, как это намечено делать на соревнованиях.

3. Лошадь на ходу мотает или взмахивает головой.

Рис.21 Лошадь "козлит"

Причин может быть несколько. Мала или слишком затянута уздечка. Вы слишком натягиваете повод, а лошадь привыкла к более свободному. Если при ослаблении повода управление сохраняется, а лошадь перестает мотать головой, значит предположение верно. Лошадь донимают насекомые. Лошадь просто хочет "отделаться" от Вашего воздействия на рот, возможно что-то у нее болит. Во всех случаях надо быть осторожным. При резком взмахе головы, особенно при полевой посадке на галопе, лошадь может затылком ударить Вас а лицо. При укоренившейся привычке взмахивать головой на лошадей одевают мартингал - приспособление, ограничивающее подъем головы. При болезненности или излишней чувствительности рта применяют более мягкий трензель, вплоть до специального резинового. В отдельных случаях мотание головой - своеобразный тест для всадника. Если он не реагирует, могут последовать прыжки, "козление". Поэтому лучше сразу разобраться в причине и попытаться пресечь мотание головой. Для этого может подойти изменение аллюра, направление движения, резкий посыл и самый жесткий и грубый прием - резкое воздействие трензелем на нижнюю челюсть. Вообще передергивание поводом (трензелем) нельзя рекомендовать как форму управления. Это очень грубое и сильное воздействие на лошадь и применяется лишь как наказание. Оно может быть оправдано только в том случае, когда всадник физически не может справиться с лошадью.

4. Лошадь под всадником ложится.

Это свидетельствует о полном отсутствии контакта. Обычно перед тем как лечь, лошадь наклоняет вниз голову, принюхиваясь, и начинает "копать" передней ногой (Рис.22). Следует немедленно поднять голову поводом и резко послать лошадь вперед.

5, Лошадь отказывается поворачивать в нужном направлении.

Например, Вы набираете левый повод, а лошадь, свергнув голову налево, продолжает движение в прежнем направлении. Следует обоими поводьями и наружным шенкелем повернуть лошадь в ту сторону, куда она стремится, но продолжить движение на вольту, по кругу, а достигнув нужного Вам направления, резко послать ее. Если лошадь практически не реагирует на повод, то как исключительную меру можно порекомендовать (слабому полу) тянуть за один повод двумя руками (Риск повредить рот лошади, порвать уздечку, вытащить трензель изо рта).

Необходимо помнить, что физически лошадь сильнее, и ее надо не побороть, а перехитрить. Поэтому на "творческие" варианты непослушания надо всегда найти не менее творческие методы их исправления.

Рис.22 Лошадь хочет лечь

6. Лошадь осаживает без команды.

То есть при отданном поводе пятится назад. Если это не испуг перед препятствием, а укоренившаяся привычка, то бороться с ней очень неприятно. Повод не следует распускать, лошадь надо попытаться развернуть вбок или в сторону осаживания и шенкелем, голосом, хлыстом добиваться продвижения вперед.

7. Лошадь несется в сторону конюшни.

То же. что и в случае, когда лошадь "тащит". Заворачивать на вольт и переводить на шаг. Причем, когда Вы добились перехода на шаг, сразу же отдайте повод - это похвала. У всадника в седле мало средств поощрения - оглаживание (хлопки), голос и повод. Но пользоваться ими надо очень точно. Поощрение, "опоздавшее" на две секунды уже может быть неправильно понято лошадью.

8. Лошадь непрерывно ржет.

Больше это бывает свойственно жеребцам. Ржание при виде других лошадей, при движении от конюшни или при подходе к ней - это нормальная реакция жеребца, охраняющего свой табун и свою территорию. Ржания не нужно пугаться, это не связано с какими-то дурными намерениями в отношении всадника. Лошади в большинстве своем ржут при встрече. Потерявшись, кобыла так зовет отставшего жеребенка. Короче - это естественная голосовая реакция.

9. Лошадь дерется с другими лошадьми.

Рис.23 Не наезжайте на хвост впереди идущей лошади

Чаще всего антипатии у лошадей, также как и симпатии, достаточно устойчивы. Тренер, составляя группу, обычно учитывает это. Но если уж Вам довелось ездить на агрессивной лошади, старайтесь соблюдать дистанцию и спереди и сзади, будьте особенно внимательны к лошадиной мимике. Одновременно с прижатием ушей может последовать атака. При посадке и спешивании не подходите близко к другим лошадям. Помните, что при ударах копыт больше всего страдают ноги всадников, поскольку лошадь в драке под удар подставляет бока с крепкими ребрами, отворачивая голову (рис.23).

10. В походе и на привале.

При возвращении в конюшню или на привале надо знать некоторые типичные привычки лошадей, которые могут испортить впечатление от прогулки. После спешивания всадника многие лошади стремятся начать чесаться, особенно теми местами, где им терла уздечка или седло. При этом, если уздечка еще не снята, а лошадь чешется о Вас, пряжки могут порвать одежду или сильно поцарапать. Зачастую лошадь хочет вываляться. При этом она может испортить неснятое седло или поклажу, да и просто сильно испачкаться.

Разгоряченной лошади ни в коем случае нельзя давать пить или есть овес. Только сено или траву. При привязывании лошадей надо следить чтобы они не запутались в слишком длинных чембурах, не могли затоптать амуницию или поклажу. В жару надо выбирать место для привала на ветерке, чтобы кровососы не очень донимали лошадей. В холод нельзя с разгоряченной лошади снимать седло, чтобы не простудить ей спину, но подпруги необходимо ослабить всегда сразу же при спешивании, чтобы, наклоняясь, лошадь не заподпружилась.

Преодоление препятствий

Конкур, или преодоление препятствий в конном спорте - тема, которую невозможно раскрыть в одном занятии. Из имеющейся литературы на русском языке, автор считает возможным предложить интересующимся лишь одну переводную книгу Д.М. Диллон "Прыжки в конном спорте", М., ФИС, 1971., состоящую главным образом из фотографий.

В конных походах, при полевой езде всадники часто сталкиваются с необходимостью преодолевать те или иные препятствия. При коллективной езде сменой (группой) возможность преодоления препятствий в значительной степени определяется его сложностью и опытом тренера (головного), нежели умением членов группы, поскольку опытная лошадь в трудной ситуации вывезет сама. Канавы, броды, мосты, бревна, калитки, узкие проходы, крутые подъемы и спуски - разные виды препятствий требуют разной техники преодоления. Так, например, посадка спортсмена при прохождении "мертвых" (прочно закрепленных) препятствий на дистанции кросса значительно отличается от посадки при прыжках на конкурном поле через препятствия, падающие при задеваниях. Основная задача всадника при преодолении любых препятствий - сохранить равновесие системы человек - лошадь, то есть не помешать ей своими действиями, сохраняя управление.

При прыжке лошадь, резко оттолкнувшись, как бы вылетает из-под всадника, который должен за мгновение до отталкивания подать корпус вперед (Рис.24). Во время полета лошадь вытягивает шею, чем выше и дальше прыжок - тем сильнее.

Рис.24 Положение всадника при отталкивании лошади

Всадник должен соответственно подавать руки вперед, сохраняя контакт со ртом лошади, но не затягивая повод. Для новичка лучшим выходом из положения будет привстать в стременах и ухватиться вместе с поводом за гриву. Тем самым Вы получите дополнительную точку опоры - шею, сможете лучше контролировать свое равновесие и не мешать лошади.