Бьюти-образы

Экономика совместного использования. Как «совместное потребление» меняет нашу жизнь и можно ли на этом заработать. Полмиллиона водителей Яндекс.Такси выходит на линию ежедневно

) и каршейринг сеть (Zipcar или RelayRides), совместное потребление переосмысливает не только что люди приобретают, но и как они это получают. Совместное потребление основано на идее, что иногда удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть этим продуктом.

Новые торговые площадки, такие как TaskRabbit, ParkatmyHouse, Zimride, Swap.com, Zilok, Bartercard и thredUP позволяют обмениваться навыками, вещами, услугами и деньгами.

В России концепция совместного потребления только начинает приобретать популярность (на начало 2012 г.), однако уже активно используются такие ресурсы, как OtdamDarom.ru (darom.org), ДаруДар и orangeme.org , где участник сообщества может одолжить вещь на временное использование или взять попользоваться.

Происхождение

Концепция совместного потребления была создана Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс, соавторами книги «What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption». В июне 2010 года, ТВ программа Big Ideas показала выступление Ботсман на конференции TED в 2010 году, рассказывающее о новой социо-экономической модели, которая должна революционировать наше потребление товаров и услуг.

Концепция

Концепция вторичного использования и общего использования не нова. Десятилетиями, многие общественные и частные организации использовали вариант совместного использования: библиотеки, секонд-хенд магазины, каршейринг , велошейринг . В последнее время, получила развитие идея аренды товаров у других людей (а не только организаций), в особенности у проживающих по-соседству. Вместо аренды у организаций, появляются площадки для обмена между людьми напрямую.

Рынок перераспределения

Система колаборативного потребления основана на товарах бывших в употреблении, которые передаются (временно или навсегда) от одного человека, которому они больше не нужны к другому, которому они требуются.

Секторы экономики

Идея совместного потребления получает развитие во многих секторах экономики. Например, транспорт (машины - [карпул], [Краткосрочная аренда автомобиля|каршейринг], [велошейринг|велосипеды]), одежда, питание, жильё, аксессуары для дома, деньги (социальный кредит, виртуальные валюты, временные банки), путешествия, помещения (хранение, паркинг).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Совместное потребление" в других словарях:

    Использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребностей экономических (См. Потребности экономические), заключительная фаза процесса воспроизводства (См. Воспроизводство). Различают П. производственное… …

    непроизводственное потребление - Совместное или индивидуальное использование потребительских благ, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. Личное, индивидуальное потребление благ составляет основу Н.п., значение же коллективного, общественного… …

    Непроизводственное потребление - Непроизводственное потреб­ление совместное или индивидуальное использование потребительских благ, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. Личное, индивидуальное потребление благ … … Экономико-математический словарь

    Совокупность материальных благ (средств производства и предметов потребления), созданных во всех отраслях материального производства в течение определённого периода (обычно за год). Эта категория отражает сложные производственно… … Большая советская энциклопедия

    - (от лат. redistributio перераспределяю) термин, получивший широкое распространение в экономической антропологии, особенно среди сторонников субстантивизма. В самом общем виде редистрибуцию можно определить как собирание воедино… … Википедия

    ПРЕДМЕТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ - ПРЕДМЕТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ, материальные блага в вещной форме, удовлетворяющие материальные, духовные и социальные потребности человека. П. п., находящиеся в личной собственности отд. семей или индивидов, потребляются индивидуально (продовольствие,… … Демографический энциклопедический словарь

    Автомобили Flexcar (поглощена Zipcar) для краткосрочной аренды, Атланта, Джорджия … Википедия

    ЗИБЕР Николай Иванович - (10(22). 03. 1844 28. 04 (10. 05). 1888) социолог, экономист, философ. Окончил юридический ф т Киевского ун та. В 1869 г. защитил магистерскую диссертацию Теория ценности и капитала Д. Рикардо в связи с позднейшими дополнениями и разъяснениями.… … Русская философия: словарь

    розничный товарооборот - Ндп. розничные продажи Объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования. Примечания 1. В состав розничного товарооборота включается также продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха,… … Справочник технического переводчика

    Товарооборот розничный - объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования. В состав розничного товарооборота включается также продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

В последнее время sharing economy (долевая или совместная экономика) стали настоящим бумом: об этом говорят, эти термины на слуху, но на деле далеко не все знают, что это такое. На деле – сегодня в мире только 50 городов в полной мере используют эту модель экономики: их правительства развивают ее, считая путем к созданию экологически и экономически устойчивого города с большим объемом социального капитала. Но что такое долевая экономика и как это работает – давайте разбираться!

Что такое совместное потребление?

Это экономическая модель, основанная на коллективном использовании товаров и услуг, аренде и бартере вместо владения. Это свое рода осознанное потребление – эта форма экономики считается наиболее экологичной, поскольку сокращает расход энергии на создание товаров, а также сокращает отходы… при совместной экономики коллективным становится практически все: жилье, парковки, техника, различные знания и так далее! Такая форма стала особенно популярная и широко применима благодаря развитию интернета и социальных сетей, а экологические проблемы и экономический кризис мотивировали людей к участию (помимо экологической выгоды, совместное пользование еще и намного дешевле для участников таких сообществ).

Почему совместное владение становится популярным?

На самом деле, на эту тему были проведены различные исследования. В частности, ученые из Университета Утрехта в Нидерландах считают, что на совместное использование товаров и услуг людей толкают такие причины, как экономическая выгода, практическая необходимость и получение похвалы, а также желание помочь другому человеку и быть более социальным (найти новых знакомых). При этом при обмене недорогими вещами и при возможности не использования денег – желание «делиться» возрастает. Также ученые выяснили, что женщины более склонны к совместному потреблению, чем мужчины. Еще одна причина участия в совместном потреблении - возможность узнать о процессе от предыдущих пользователей конкретной вещи или услуги. То есть, своего рода «сарафанное радио» - люди могут делиться опытом и за счет этого растет доверие к той или иной вещи или слуге.
Долевая экономика выгодна и с точки зрения финансов. Исследователи из Университета Чикаго говорят, что она подчиняется базовым экономическим законам.
- Основа такого рода экономики – это снижение стоимости поиска информации и транзакции: сегодня мы почти мгновенно можем изучить качество предлагаемого жилья на Airbnb, оценить стоимость поездки с Uber или забронировать машину в Zipcar, - говорит Андрей Симонов. - Такие платформы облегчают доступ к рынку небольшим игрокам, позволяя им предложить свои услуги и создать репутацию.

Ключевым фактором является степень снижения издержек: при такой лёгкости обмена услуг владельцам квартир или машин становится выгодно сдавать своё имущество на день или час. К примеру, автомобиль или любая другая вещь, используемая владельцем в течение 5 % времени, может быть полезна в оставшиеся 95 % времени другим людям.

Какое явление такой подход оказывает на общую экономику? На самом деле, здесь все не так очевидно. С появлением сервисов каршеринга, например, стало не так выгодно покупать машину – если она нужна только на выходные, можно брать авто в аренду… Но с другой стороны, купив авто можно зарабатывать, сдавая его в аренду! Тем не менее, ученые установили, что в сообществах, продвигающих идеи долевой экономики спрос на товары длительного пользования снижается, а конкуренция среди их производителей усиливается! Что в итоге оборачивается выгодой для пользователя.

Для развития долевой экономики в городе необходим социальный капитал - говоря проще, люди должны быть готовы к такого рода нововведениям, они должны доверять друг другу и быть настроены позитивно. Это своего рода социальный капитал, который, к сожалению, например, совсем не высок в нашей стране - россияне доверяют только своему кругу
общения и не склонны доверять другим. Это подтверждает опрос Лаборатории прикладного анализа институтов и социального капитала: 75 % россиян чувствуют полную ответственность за положение в своей семье, и в то же время 72 % практически не ощущают никакой ответственности за положение в своём городе. Впрочем, такое положение вещей дает перспективы для развития долевой экономики в небольших сообществах – например, среди соседей или студентов одного ВУЗа…

ЧТО ТАКОЕ СОВМЕСТНЫЙ ?



Мартин Бэрри, архитектор и организатор ежегодной конференции по городскому планированию и дизайну reSITE, уверен, что любой город - это центр совместного использования пространства, архитектуры, идей, рынков, который обладает необходимыми ресурсами для развития долевой экономики. Но сегодня совместным можно назвать город, который использует новые технологии, чтобы помочь жителям быстрее и эффективнее обмениваться между собой ресурсами, пространствами и сервисами.

Сегодня список по-настоящему совместных городов (sharing cities) включает в себя 50 городов мира, жители которых развивают инициативы долевой экономики и обмениваются опытом. Яркий пример такого города – Амстердам, о котором мы уже писали. Здесь 84 % жителей хотели бы участвовать хотя бы в одном из видов совместного потребления по экологическим, социальным или экономическим мотивам.

Примеры долевой экономики:

ЖИЛПЛОЩАДЬ



Здесь за примером далеко ходить не нужно - Airbnb - самая популярная платформа в мире для сдачи и аренды частного жилья. Люди готовы сдавать своё жильё в аренду поскольку хотят получить дополнительный доход, а снимать такое жилье они готовы, поскольку хотят увидеть новое место глазами местного жителя.
Критики считают, что популярность таки платформ приведет к снижению выручки отелей и как следствие – сокращению меньше рабочих мест. Но снижение цен на жильё может привлечь большее туристов, что увеличивает прибыль ресторанов, музеев, магазинов, отчисляющих налоги в бюджет города.



Британский Good Gym предлагает людям сжигать калории с пользой, совершая добрые дела во время занятий спортом: например, помогать людям с ограниченными возможностями или людям в возрасте. Во время пробежки по городу участники навещают пожилых людей, доставляют продукты или газеты. Преимущество для пользователей (помимо социальной удовлетворенности) – профессиональные тренера, которые бесплатно учат правильно бегать.

ТРАНСПОРТ



Сarsharing, городские велопрокаты и такси типа Убер конечно влияют на жизнь города! Кстати, во многих городах такие платформы запрещены из-за протеста таксистов против ценового демпинга и неуплаты налогов и из-за отсутствия законов, регулирующих совместное потребление.

ПУТЕШЕСТВИЯ



При поездке в новый город можно найти гида из местных жителей, фотографа, архитектора или знатока местной кухни. Для местных жителей – это дополнительный доход, а для гостей города – интересный опыт!

ИНТЕРНЕТ

Fon - не все знают про этот Wi-Fi-сервис, который предлагает приобрести специальный роутер, через который пользователь получает две интернет-линии: собственную сеть и отдельную точку Wi-Fi для других участников Fon. В обмен на раздачу своего интернета пользователь получает доступ к 15 миллионам Wi-Fi точек по всему миру, что удобно в путешествиях и передвижениях по своему городу. Сервис Fon доступен и в России.

ВЕЩИ

Здесь все очень просто – многие сервисы предлагают на более необходимые или просто отдавать их тому, кому они требуется! Их очень и очень много и такие сервисы по-настоящему популярны!

Со времен появления натурального обмена люди делились друг с другом имеющимися благами - приглашали в гости родственников и друзей, пускали переночевать и на время делились вещами, которыми сами не пользовались.

С развитием технологий общество вернулось к этой практике - но теперь обмен вещами и услугами не ограничен узким кругом общения конкретного человека, а вырос до масштабов всего мира. Это явление получило название sharing economy - совместное потребление - и вошло в составленный журналом Time список идей, которые изменят мир в ближайшем будущем.

Концепцию совместного потребления предложили экономисты Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс в «What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption» (2010). Идея заключается в том, что потребителю часто выгоднее и удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. Выступая на конференции TED, Ботсман назвала sharing economy новой социально-экономической моделью, которая революционизирует наше потребление товаров и услуг.

Прогноз Ботсман сбывается: миллионы людей по всему миру уже пользуются сервисом аренды жилья Airbnb, приложением для поиска попутчиков BlaBlaCar, сервисом заказа такси Uber, онлайн-аукционом eBay и другими продуктами. Онлайн-платформы, позволяющие людям и компаниям совместно использовать принадлежащие им ресурсы, уже создали мировой рынок с объемом в $15 млрд и перспективой роста до $335 млрд к 2025 году.

Экономика совместного потребления в мире: как это работает

В первую очередь идея совместного потребления прижилась в элитном сегменте. Состоятельные потребители быстро поняли, что единолично владеть самолетами, дорогими автомобилями и загородными резиденциями дороже, чем делить их с другими людьми. Так появился стартап , основанный россиянином Сергеем Петроссовым, который позволяет взять в аренду частные самолеты. Инвесторами выступили рэпер JayZ и королевская семья Саудовской Аравии, которые в общей сложности вложили в компанию $105 млн.

Пионерами в sharing economy для среднего класса стали основатели сервиса аренды отпускного жилья Airbnb Брайан Чески и Джо Геббиа. В 2008 году они начали сдавать надувные матрасы в съемной квартире в Сан-Франциско, чтобы накопить на арендную плату. Спустя полтора года компания привлекла $1 млн инвестиций и почти столько же пользователей.

В 2016 году число активных пользователей Airbnb выросло в десять тысяч раз - на тот момент сервисом ежедневно пользовались 500 тысяч путешественников, или 115 млн человек в год. Сейчас компания стоит дороже гигантов гостиничного бизнеса Hilton и Hyatt вместе взятых и предлагает к сдаче больше комнат, чем Marriott после слияния со Starwood.

Идеи sharing economy быстро проникли и в другие сферы жизни. В стартап Sharing E Umbrella сдает в поминутную аренду зонты, а немецкая компания Conjoule создала маркетплейс для владельцев солнечных батарей и ветряков, где они могут продать излишки электроэнергии. Сервис Rentoid позволяет сдавать в аренду палатки, спальные мешки и другое туристическое снаряжение, а площадка SnapGoods - инструменты, лыжи, теплую одежду: то есть все то, чем владелец пользуется редко.

Уберизация в бизнесе - то же самое, что шеринговая экономика?

Интересный пример экономики совместного потребления - сервис заказа такси Uber, который поставил цель побудить потребителей отказаться от личных автомобилей в пользу такси. Сейчас он работает в 250 городах по всему миру. Вслед за ним появились сервисы каршеринга - поминутной аренды автомобилей, которые пропагандируют те же принципы.

Uber дал жизнь неологизму «уберизация», который обозначает компании, которые из поставщиков конкретных товаров превращаются в поставщиков сервисов. Как Uber предлагает не сам автомобиль, а услугу по перемещению из одного пункта в другой, так и производители медицинского оборудования продают не само оборудование, а саму возможность сделать УЗИ или МРТ.

Такая модель ведения бизнеса позволяет существенно сократить эксплуатационные расходы в сравнении с традиционной. Поскольку «уберизация» возникла отчасти благодаря экономике совместного потребления, сервисы, относящиеся к этим моделям, тоже обычно можно отнести к sharing economy.

«Прелесть модели совместного использования - в финансовой стабильности, которая строится на человеческих отношениях, доверии и доброте, - считает основатель сервиса для шеринга парковочных мест Roost Джонатан Гиллон. - Уменьшая количество отходов, оно также позволяет благотворно влиять на окружающую среду. Начав делиться, быстро понимаешь, что вокруг много возможностей, которые открываются, когда вы преодолеваете страх к незнакомцам и понимаете, что большинство людей хочет делать добро».

Следуя этим принципам, компания Feastly связывает желающих вкусно пообедать с опытными поварами, предлагающими уникальные блюда вне ресторанов, а EatWith дает возможность пойти на обед в гости к другим пользователям, и создает условия для знакомства людей друг с другом за домашним обедом.

По подсчетами PwC, в 2015 году (более поздние исследования не проводились) в Европе работало более 300 компаний, созданных в разных секторах экономики совместного потребления. Их совокупный доход за год составил более 4 млрд евро. В США на тот момент таких компаний было в четыре раза больше.

Sharing economy в России

В 2014 году, когда в Россию зашел сервис райдшеринга BlaBlaCar, участники рынка были настроены скептически - многие говорили , что россияне стараются отгородиться от других высоким забором. Однако спустя три года Россия стала основным рынком для компании: на сервис подписалось более миллиона водителей, его услугами во всему миру пользуется 50 миллионов пассажиров, большая часть из которых приходится на Россию.

Столь же быстро в России развивается каршеринг - с 2015 года в Москве открылось 10 сервисов поминутной аренды автомобилей, парк которых в середине 2017 года Дептранс оценил в 10 000 - 15 000 машин. В феврале 2018 года запустить каршеринг намерен «Яндекс» - в компании обещают, что парк автомобилей по численности превысит количество автомобилей у компаний-конкурентов вместе взятых.

Другая «уберизированная» отрасль российской экономики - торговля. В ней работают сервисы Avito, «Юла» и Rentomania, который представляют собой доски объявлений с предложениями купить или взять в аренду товары. По данным на июль 2017 года, число пользователей Avito составляло 65 млн человек; «Юлы» - 16,6 млн. Rentomania данные по числу пользователей не раскрывает.

Российский аналог сервиса заданий для пользователей SnapGoods - YouDo. Ежедневно на сайте компании, по информации YouDo, появляется около 4,5 тысяч объявлений с заданиями для пользователей, которые звучат как «повесить два карниза за 1000 рублей» или «отследить билеты на сайте Большого театра за 2500 рублей». За последние четыре года сервисом воспользовалось около 2,5 млн человек.

Как регулируется sharing economy

Пока правительство России не успевает за развитием экономики совместного потребления. Если в Италии действие в мобильном приложении, будь то заказ такси или бронирование жилья, считается юридически значимым, то у нас такие нормы пока только обсуждаются, говорит представитель BlaBlaCar в России Алексей Лазоренко.

Бизнес-модель большинства компаний, работающих по принципам экономики совместного потребления, сводится к тому, чтобы выявить спрос на определенный товар или услугу и сопоставлению его с уникальным предложением на этом рынке. Таким образом, компании часто выступают агрегаторами предложений, а продавцы, владельцы домов и автомобилей не являются их сотрудниками.

Отсутствие регулирования в этой области грозит серьезными рисками для бизнеса - например, в конце ноября Тимашевский суд Краснодарского края запретил BlaBlaCar размещать на своем сайте данные о совместных поездках. В «Региональном автотранспортном союзе (РАС)», который выступал в суде истцом, посчитали, что сервис способствует организации регулярных нелегальных коммерческих перевозок. Представители BlaBlaCar тогда заявили , что ее пользователи не оказывают услуг такси и не получают прибыли, а лишь частично компенсируют расходы на бензин. В итоге решение суда удалось отменить, и сайт компании избежал блокировки на территории России.

Другой пример - разбирательство Роспотребнадзора и Uber. Претензии надзорного ведомства вызвала реклама сервиса, благодаря которой у потребителей складывалось впечатление, что услуги по перевозки оказывает сама Uber, а не сторонние подрядчики. В другом разбирательстве российский суд указал на посреднический характер действий приложения, но обязал Uber сообщать полную информацию потребителю, как если бы сама компания выступила исполнителем (таксистом или таксомоторным парком).

На мировом рынке сервис заказа такси испытывает более существенные проблемы. Так, в конце декабря Европейский суд признал Uber транспортной компанией, а не «информационным сервисом» - согласно решению, теперь компания предоставляет «услуги в сфере транспорта», которые должны регулироваться соответствующим образом. С октября 2017 года компания ведет разбирательство с властями Лондона - те угрожают лишить Uber лицензии за то, что сервис не отвечает требованиям, предъявляемым к оператору по вызову автомобиля, в том числе в сфере сотрудничества с правоохранительными органами и проверки водителей на предмет имевшихся ранее нарушений закона.

Другой юридический вопрос встает перед самими пользователями сервисов краткосрочной аренды квартир, автомобилей и других вещей - должны ли владельцы вещей платить налоги с дополнительного дохода. «Ответственность по уплате налога с аренды вещей лежит на владельце. Наша задача - соединить две стороны, владельца и арендатора. Мы рассчитываем на зрелых и ответственных пользователей, которые относятся уважительно и друг к другу, и к государству», - говорит директор по маркетингу сервиса Rentmania Людмила Булавкина.

Власти европейских стран стремятся к регулированию этого процесса - так, в Великобритании готовится законопроект, освобождающий от налогообложения доходы граждан, полученные ими на сервисах sharing economy от сдачи в аренду жилья (до 1000 фунтов) и автомобиля (до 1000 фунтов). В России граждане обязаны платить налог в размере 13% от суммы, которую они получают от аренды вещей - будь то автомобиль или спортивное снаряжение. Налоговые послабления от сдачи в аренду собственности через сервисы совместного использования вещей в России пока не предусмотрены.

В России концепция совместного потребления стала приобретать популярность с 2012 года. Что это такое и как можно совместно пользоваться различными услугами и товарами, чтобы не только экономить, но и приносить пользу окружающей среде, - в нашем обзоре.
Совместное потребление – это экономическая модель, основанная на коллективном использовании товаров и услуг. Совместное потребление основано на идее, что иногда удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть этим продуктом. Например, у одного человека есть вещи, которыми он не пользуется и он предлагает их другим людям. Совместное потребление позволяет более эффективно использовать ресурсы, в том числе природные. Оно позволяет сократить производство лишних товаров и количество вредных отходов. С 2011 года увеличилось количество проектов и людей, включенных в экономику совместного потребления (sharing economy). В списке товаров и услуг, которыми люди охотнее всего делятся, лидируют жилье (снять, сдать), совместные путешествия, транспорт (совместные поездки), еда (совместные закупки еды – оптом получается дешевле), инструменты, товары для дома и отдыха (совместные покупки, аренда), совместный Wi-Fi, совместное обучение детей, общая няня. Концепция совместного потребления идеально подходит для крупных городов, таких как Москва, где вокруг много соседей, а места для хранения вещей ограничены. Так, жители одного многоэтажного дома в Москве создали собственную социальную сеть , через которую они обмениваются новостями, полезными контактами и различными вещами: саженцами растений, насосом для велосипеда, прикуривателем для автомобиля и так далее.

Жилье

Airbnb – самая популярная платформа в мире для сдачи и аренды частного жилья. Забронировать жилье можно у местных жителей в более чем 190 странах мира. Снять можно комнату, целый дом или уникальное жилье, например, замок. Основная причина того, почему люди готовы сдавать свое жилье в аренду незнакомцам, – дополнительный источник дохода. Людей, предпочитающих Airbnb отелям, также привлекает возможность увидеть новое место глазами местного жителя. На сайте можно почитать истории других людей и поделиться своим опытом аренды жилья. Пожить в другом городе и даже в другой стране можно бесплатно. Для этого можно воспользоваться одной из крупнейших гостевых сетей – CouchSurfing . Она объединяет более семи миллионов человек в 246 странах мира. Эта гостевая сеть была создана с целью содействия процессу глобализации. Члены сети бесплатно предоставляют друг другу ночлег во время путешествий и организуют совместные поездки (по взаимной договоренности гости платят за еду или другие расходы). Регистрация и поиск на сайте бесплатны, но существует так называемая верификация аккаунта, предоставляющая доступ к расширенным возможностям системы, она стоит более 1000 рублей и требует ввода данных платежной карты. Зарегистрироваться может только человек, достигший 18 лет. В разных городах проходят встречи «каучсерферов». В целях безопасности, прежде чем ехать или приглашать гостей к себе, стоит сходить на подобные мероприятия, познакомиться и пообщаться с единомышленниками. В России и Беларуси активно развивается новое направление – «обмен домами» . Это первый русскоязычный интернет-проект по временному и безвозмездному обмену жильем на время выходных, отпуска, каникул, командировок. Можно подружиться с семьями-участниками и обмениваться домами регулярно, отправлять друг к другу своих детей на все лето и так далее. Обмен домами предоставляет возможность путешествовать гораздо чаще, узнавать не только другие страны, но и свою Родину. Сейчас на сайте зарегистрировано больше пяти с половиной тысяч участников из разных городов.

Транспорт

Организовать совместные поездки и путешествия можно на портале Bla-bla-car . Там же можно найти водителей или пассажиров для поездки в другой город. Это крупнейшее сообщество для поиска попутчиков, площадка, объединяющая водителей и пассажиров, активно раскрученная в соцсетях. Сервисом уже воспользовались более 20 миллионов человек из 19 стран мира. Не так давно это направление начало развиваться и в нашей стране, в частности, в Москве. Благодаря этой услуге было сэкономлено порядка 700 000 тонн выбросов CO2, как сказано на сайте сообщества.

Обмен вещами

Приобрести что-то новое (одежду, обувь, технику, гаджеты, литературу и прочее) или продать/отдать ненужные вещи можно на регулярных фримаркетах, сайтах бесплатных объявлений, таких как Avito или «Из рук в руки» , в тематических группах в соцсетях. Для этих же целей активно используются ресурсы «Отдам-даром» и «Дару-дар» . Вещи можно передать при личной или общей встрече или отправить по почте.

Услуги

Услуги на безвозмездной основе можно получить на базе социальной программы взаимопомощи «Банк времени» . В основе проекта – учет рабочего времени, потраченного клиентом Банка на оказание услуги, и последующее использование заработанных часов в свою пользу. Оказав помощь одному участнику, клиент Банка может рассчитывать на помощь другого участника (при этом количество затраченных часов должно быть одинаковым). В «Банке времени» каждому участнику доступны различные услуги, от изучения языков до помощи по хозяйству.

Путешествия

Портал Vayable предлагает найти специализированного гида по городу: историка, фотографа, архитектора или знатока местной кухни, который покажет и расскажет о городе или районе, учитывая все предпочтения путешественника.

Интернет

Самая большая Wi-Fi-сеть в мире – Fon – предлагает приобрести специальный роутер, через который пользователь получает две интернет-линии: собственную сеть и отдельную точку Wi-Fi для других участников. В обмен на раздачу своего интернета пользователь получает доступ к 15 миллионам Wi-Fi-точек по всему миру, что удобно в путешествиях и передвижениях по городу. Сервис Fon доступен и в России благодаря компании МТС . Для подключения к сети нужно приобрести или взять в аренду в любом из салонов-магазинов МТС оборудование FON, зарегистрироваться в системе и получить персональную активную Wi-Fi-точку (хот-спот). Открыв другим участникам всемирной сети FON доступ к своему хот-споту, пользователь получает бесплатный доступ к Wi-Fi-точкам всех пользователей сети FON. В любой стране мира он находит беспроводную сеть, являющуюся частью глобальной сети FON, и подключается к ней, набрав логин и пароль клиента «МТС-FON».

Совместные покупки

Совершая совместные покупки в интернет-магазинах, покупатель получает товары с приличными скидками, а также существенно экономит на доставке. Приобрести можно все, что угодно – одежду, продукты питания, канцтовары, средства бытовой химии, косметику. Заказать можно как российские товары (в магазинах

На сегодняшний день совместных городов всего 50: их правительства считают долевую экономику движущей силой, ведущей к созданию экологически и экономически устойчивого города с большим объёмом социального капитала. Подробнее о совместном городе, долевой экономике, примерах и предпосылках рассказала выпускница «Стрелки» 2014 года — Анна Майкова.

Автор: Анна Маикова, исследователь аналитической платформы городских данных State of Place и стипендиат Фулбрайта в Миссурийской школе журналистики.

Что такое совместное потребление (collaborative consumption) и долевая экономика (Sharing Economy)?

Совместное потребление — экономическая модель, основанная на коллективном использовании товаров и услуг, аренде и бартере вместо владения. Впервые модель была подробно описана в книге Рейчел Боцман и Ру Роджерс What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption и ещё большую известность обрела после выступления первого автора на TED Talks. В 2010 году Time Magazine причислил совместное потребление к десяти идеям, которые изменят мир.

Долевая экономика основана на совместном использовании ресурсов: жилья, автомобилей, парковок, оборудования, инструментов, знаний и умений. Развитие технологий, распространение интернета и социальных сетей ускорили её развитие, в то время как экологические проблемы и экономический кризис мотивировали людей к участию.

ПРИЧИНЫ УЧАСТИЯ В СОВМЕСТНОМ ПОТРЕБЛЕНИИ

Исследователи Университета Утрехта в Нидерландах выделили две группы причин участия в совместном потреблении: внешние (экономическая выгода, практическая необходимость, получение похвалы) и социальные (помощь другому человеку, знакомство с новыми людьми). При этом желание участвовать немного возрастает, если действие не подразумевает использования денег, особенно при обмене недорогими вещами, такими как дрель или велосипед. С ростом дохода желание делиться снижается, в то время как более высокий уровень образования увеличивает вероятность участия. Интересно, что женщины более склонны к совместному потреблению, чем мужчины.

Несколько месяцев назад учёные и бизнес-школы Копенгагена изучили 254 платформы совместного потребления (включая такие примеры, как донорство крови) и выявили , что регистрация и положительное отношение к таким платформам не всегда ведёт к участию.

Другая причина участия в совместном потреблении — возможность узнать о процессе от предыдущих пользователей конкретной вещи или услуги. Большинство компаний, участвующих в долевой экономике, практикуют рейтинговую систему, где и продавец, и покупатель могут оставить отзыв о продукте, услуге и рассказать об опыте общения. Это повышает уровень доверия и мотивирует людей воспользоваться товаром или услугой в будущем.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

«Несмотря на то что долевая экономика стала возможной благодаря прорыву в технологиях, она подчиняется базовым экономическим законам», — рассказывает исследователь Университета Чикаго Андрей Симонов . Её основа — снижение стоимости поиска информации и транзакции: сегодня мы почти мгновенно можем изучить качество предлагаемого жилья на Airbnb, оценить стоимость поездки с Uber или забронировать машину в Zipcar. Такие платформы облегчают доступ к рынку небольшим игрокам, позволяя им предложить свои услуги и создать репутацию. Ключевым фактором является степень снижения издержек: при такой лёгкости обмена услуг владельцам квартир или машин становится выгодно сдавать своё имущество на день или час. К примеру, автомобиль или любая другая вещь, используемая владельцем в течение 5 % времени, может быть полезна в оставшиеся 95 % времени другим людям.

Приложение UBER / фото: Shutterstock.com

Последствия долевой экономики не очевидны. С одной стороны, совместное потребление должно уменьшить спрос на товары долгосрочного пользования (durable goods): если автомобиль нужен только на выходные, вместо покупки им можно временно воспользоваться через Zipcar. С другой стороны, покупка автомобиля становится выгоднее: можно сдать своё авто на выходные и заработать, то есть совместное потребление должно увеличить спрос на автомобили. Недавние исследования учёных Нью-Йоркского университета указывают на снижение спроса на товары длительного пользования как более ощутимый тренд.

Долевая экономика усиливает конкуренцию, которая, как правило, перераспределяет экономическую выгоду в пользу потребителей. К примеру, учёные Бостонского университета показали , что появление Airbnb в Техасе в 2008 году привело к снижению цен на отели примерно на 6 %. Таким образом, появление долевой экономики оказалось выгодным всем, кроме владельцев отелей.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ДОЛЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В ГОРОДЕ

Для развития долевой экономики необходим социальный капитал — набор взаимосвязей, неформальных ценностей, норм доверия и поведения, позволяющий малознакомым людям сотрудничать. Доверие — основа социального капитала, согласно исследованиям Фрэнсиса Фукуямы. По словам ведущего научного сотрудника Высшей школы экономики Екатерины Борисовой , уровень социального капитала в России невысок; люди доверяют только своему кругу общения и не склонны доверять другим. Это подтверждает опрос : 75 % россиян чувствуют полную ответственность за положение в своей семье, и в то же время 72 % практически не ощущают никакой ответственности за положение в своём городе.

С другой стороны, за счёт этой специфики российского общества долевая экономика может лучше развиться в пределах тесных сообществ, таких как многоквартирный дом или дачный кооператив, добавляет доцент экономического факультета МГУ Александра Ставинская . Например, жители одного многоэтажного дома в Москве создали собственную социальную сеть , через которую они обмениваются новостями, полезными контактами и различными вещами: саженцами растений, насосом для велосипеда, прикуривателем для автомобиля и так далее. Поэтому самое быстрое развитие долевой экономики в России вероятнее всего в уже связанных между собой сообществах.

ПРИМЕРЫ ДОЛЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В ГОРОДЕ

Airbnb — самая популярная платформа в мире для сдачи и аренды частного жилья.

Основная причина того, почему люди готовы сдавать своё жильё в аренду незнакомцам, — дополнительный источник дохода. Согласно недавнему исследованию компании, 84 % жителей города Портленда, Орегон, сдают арендуемое жильё, 65 % из них используют заработанные деньги на покрытие аренды. Людей, предпочитающих Airbnb отелям, также привлекает возможность увидеть новое место глазами местного жителя. Неудивительно, что количество таких платформ увеличивается: примеру Airbnb последовали HomeAway , OneFineStay , FlipKey и другие.

Критики считают, что если больше людей будет арендовать жильё через такие платформы, как Airbnb, то отели будут получать меньше выручки, платить меньше налогов и предлагать меньше рабочих мест. Исследователи университета Бостона выявили , что если предложение на Airbnb повышается на 10 %, то выручка отелей снижается на 0,35 % и цена падает на 0,2 %. В техасском городе Остине появление Airbnb в 2008 году привело к снижению выручки отелей на 8-10 %. Оказалось, что Airbnb больше влияет на небольшие отели и в меньшей степени конкурирует с бизнес-отелями, которые получают основную выручку от корпоративных клиентов. Снижение цен на жильё может привлечь большее туристов, что увеличивает прибыль ресторанов, музеев, магазинов, отчисляющих налоги в бюджет города.

Платформы совместного пользования могут играть значимую роль в поддержке стабильности городов во время стихийных бедствий. После урагана «Сэнди» в 2012 году тысячи людей, сдающих жильё на Airbnb на восточном побережье, предложили бесплатно разместить пострадавших от урагана. Пользователи платформы помогли Нью-Йорку и другим городам быстрее справиться с последствиями стихийного бедствия.

ЧТО ТАКОЕ СОВМЕСТНЫЙ ГОРОД?

Как рассказывает Мартин Бэрри , архитектор и организатор ежегодной конференции по городскому планированию и дизайну reSITE , исторически любой город — это центр совместного использования пространства, архитектуры, идей, рынков. Любой город обладает необходимыми ресурсами для развития долевой экономики. Совместным можно назвать город, который использует новые технологии, чтобы помочь жителям быстрее и эффективнее обмениваться между собой ресурсами, пространствами и сервисами. Правительства таких городов считают долевую экономику движущей силой, ведущей к созданию экологически и экономически устойчивого города с большим объёмом социального капитала. С ростом плотности городов увеличивается выгода от совместного пользования: чем больше связей между жителями, тем больше возможностей для обмена и кооперации.

Рынок, Роттердам / фото: Thinkstock

В июне 2015 года в Праге прошла конференция The Shared City — первое на территории Центральной Европы масштабное обсуждение возможностей, достоинств и недостатков совместного потребления публичных пространств, транспорта и данных в городе. На ней академики, архитекторы, урбанисты и программисты из разных городов мира обсудили дизайн, общественные интересы, технические и человеческие возможности совместного города и начали разработку мобильных приложений, основанных на принципах долевой экономики. Организатор конференции — платформа